Художественно-стилистические особенности свадебного обряда народов Поволжья (на примере Саратовской области) #1205377

Артикул: 1205377
3 970p.
Оплатите артикул одним из 20 способов и сразу скачайте.
После оплаты он автоматически будет удален с сайта.
Никто кроме вас не сможет посмотреть его до 15.07.2024
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования календарно-обрядовой традиции в трудах отечественных ученых-фольклористов 9
1.1 Научное обоснование календарно-обрядовых ритуалов в традиционной художественной культуре: историко-художественный аспект 9
1.2 Специфика музыкальной типологии и драматургии обрядовых традиций в регионах России (на примере свадебного обряда) 14
1.3 Специфика свадебных традиций на территории регионов России 33
Глава 2. Функционирование музыкального свадебного фольклора на территории Саратовского Поволжья в современной социокультурной среде 46
2.1 Драматургия свадебного обряда села Поповка Хвалынского района Саратовской области 46
2.2 Слогоритмические формулы свадебных игровых песен и их звуко-высотная организация (на материале села Поповка) 54
Заключение 67
Список использованных источников 70

Цель исследования: анализ художественно-стилистических особенностей свадебного обряда народов Поволжья (на примере Саратовской области).
Задачи исследования:
1. Дать научное обоснование календарно-обрядовых ритуалов в традиционной художественной культуре: историко-художественный аспект;
2. Рассмотреть специфику музыкальной типологии и драматургии обрядовых традиций в регионах России (на примере свадебного обряда);
3. Проанализировать специфику свадебных традиций на территории регионов России;
4. Провести сравнительный анализ сохраненных традиционных этапов свадьбы у народов, сохраняющих Саратовскую область;
5. Изучить логоритмические формулы свадебных песенных традиций народов Поволжья, на примере Саратовской области, и их звуко-высотная организация.
Объект исследования: свадебный обряд народов Поволжья.
Предмет исследования: свадебный обряд народов Поволжья на примере Саратовской области.
Методология и методы исследования: анализ литературных и музыкальных источников и документов по теме исследования, анализ полученных данных.
Методологической базой исследования явились научные взгляды и положения, рассматривающие проблемы становления и развития особенностей свадебного обряда народов Поволжья:
— исследования, анализирующие культурологический и социально-философский аспект зарождения свадебного обряда народов Поволжья (Е.И. Алиференко, Б.Б. Ефименкова, Н. В. Зорин);
— научные труды, посвящённые вопросам исторического развития свадебных обрядов (Т. М. Ананичева, В. П. Аникина, А.Н. Байбурин, Ю. Г. Круглова, А. С. Ярешко);
— научно-прикладные исследования в области свадебного музыкального искусства народов Поволжья (Е.М. Шишкина, И.В. Полозова, С.В. Пьянкова);
— работы монографического характера, посвященные изучению основных этапов становления русского свадебного ритуала в Поволжье (Е. И. Алиференко, Н.Н. Гилярова, Н. В. Зорин).
Степень изученности проблемы. Художественно-стилистические особенности свадебного обряда народов Поволжья представлены в работах ведущих отечественных этномузыкологов.
Жанр свадебного фольклора – причитания, описаны в трудах Б. Б. Ефименковой , Т. В. Краснопольской , Е. Б. Резниченко .
Слого-ритмическая организация песен рассмотрена в работах Е. В. Гиппиуса , Б. Б. Ефименковой , К. В. Квитки , A. B. Рудневой , В. М. Щурова .
1. А в Усть-Цильме поют. Традиционный песенно-игровой фольклор Усть-Цильмы (сборник к 450-летию села) / Подгот. текстов и комментарии А.Н. Власова, З.Н. Бильчук, Т.С. Каневой. Музыкальные расшифровки А.Н. Захарова. Под ред. Ю.И. Марченко. СПб.: Инка, 1992. – 223 с
2. Алексеев Э. Е. Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни): исследование / Э. Е. Алексеев. – М.: Музыка, 1976. – 288 с.
3. Алексеев Э. Е. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект / Э. Е. Алексеев. – М.: Сов. комп., 1986. – 240 с.
4. Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни / Э. Е. Алексеев. – М.: Сов. комп., 1988. – 239 с.
5. Алиференко Е.И. Поэтическое своеобразие свадебной лирики Саратовского Поволжья. Дис. на соиск. ученой степени канд. филол. наук. – Волгоград, 1996.
6. Ананичева Т. М., Суханова Л. Ф. Песенные традиции Поволжья. – М., 1991. – 176 с.
7. Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народная. Девичество. III выпуск. – М.: Художественная литература, 1994. – 528 с.
8. Байбурин А. К. Коды обряда и их взаимодействие / А. К. Байбурин // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции в 2-х ч., ч.1 – М., 1988.
9. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре / А. К. Байбурин. – СПб., 1993.
10. Байбурин, А.К. Календарь и трудовая деятельность человека: (русский народный традиционный календарь) / А. К. Байбурин. – Л.: Знание, 1989. – 32 с.
11. Балашов, Д.М. Русская свадьба / Д. М. Балашов, Ю. И. Марченко, Н. И. Калмыкова. – М.: Современник, 1985. – 390 с. : ил.
12. Баранникова Л. И. Атлас русских говоров Среднего и Нижнего Поволжья / Л. И. Баранникова. – Саратов: Саратовский ун-т, 2000. – 103 с.
13. Бахтина В. А. Фольклористическая школа братьев Соколовых: Достоинства и превратности научного знания / В. А. Бахтина. – М., 2000. С. 80.
14. Бершадская Т. С. Гармония как элемент музыкальной системы / Т. С. Бершадская; под ред. Е.В. Титовой, О.В. Рудневой. – СПб: Изд-во Ut, 1997. – 192 с.
15. Бершадская Т. С. О понятиях, терминах, определениях современной теории музыки / Т. С. Бершадская // Критика и музыкознание: сб. ст. – Л.: Музыка, 1987. – Вып. 3. – С.97-113.
16. Бершадская Т. С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной (крестьянской) песни / Т. С. Бершадская. – Л.: Музгиз, 1961. – 156 с.
17. Бершадская Т. С. Принципы ладовой организации / Т. С. Бершадская // Сов. музыка. – 1971. – № 8. – С. 126-130.
18. Бершадская Т.С. Лекции по гармонии / Т. С. Бершадская. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1985. – 237 с.
19. Библиотека русского фольклора. Т. 3. Обрядовая поэзия: Кн. 2. Семейно-бытовой фольклор / сост., подгот. текстов и коммент. Ю. Г. Круглова. – М.:
20. Бикметова Н.В. Русский песенный фольклор Самарской области: учеб. пособие. – Самара, 2005. – 272 с.
21. Бикметова Н.В. Русское народное песенное творчество Самарской области: антология. Вып. 1. – Самара, 2001. – 204 с.
22. Веселовский А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. – Л.,1940.
23. Гилярова Н. Н. К вопросу типологии свадебных песен Рязанской Мещеры // Проблемы стиля в народной музыке: сб. трудов МГК. – М., 1986. – С. 55-73.
24. Гилярова Н. Н. К истории и методике исследования звука в традиционной культуре // Звук в традиционной народной культуре: сб. науч. статей. – М., 2004. – С. 3-21.
25. Гилярова Н. Н. Музыкальный фольклор Рязанской области // Рязанский этнографический вестник. – Рязань, 1994. – 194 с.
26. Гиппиус Е. В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий / Е. В. Гиппиус // Актуальные проблемы современной фольклористики. – Л., 1980.
27. Гиппиус Е. В. Проблемы ареального исследования традиционной русской песни в областях украинского и белорусского пограничья / Е. В. Гиппиус // Традиционное музыкальное искусство и современность (Вопросы типологии). – М., 1982. С.8–16.
28. Громыко М. М. Мир русской деревни / М. М. Громыко. – М.: Молодая гвардия, 1991. – 147 с.
29. Дигун Т. В. О многоголосном строении протяжных песен Северского Донца / Т. В. Дигун // Традиционное народное музыкальное искусство и современность (вопросы типологии): сб. науч. тр. ГМПИ им. Гнесиных. – М.: ГМПИ, 1982. – Вып. 60. – С. 93-102.
30. Енговатова М. А., Ефименкова Б. Б. Звуко-высотная организация русских народных песен в свете структурно-типологических исследований //Звуко-высотное строение народных мелодий (принципы анализа). Материалы научно-практической этно-музыкологической конференции. – М.,1991. С.49-88.
31. Ефименкова Б. Б. К типологии свадебных ритуалов восточных славян //Музыка русской свадьбы (проблемы регионального исследования): Тезисы докладов научно-практической конференции в г. Смоленске. – М.,1987.
32. Ефименкова Б. Б. Ритмика русских традиционных песен. - М.,1993.
33. Захарченко В. Свадьба Обско-Иртышского междуречья: этногр. описание свадеб. обрядов, тексты и напевы песен / В. Захарченко, М. Мельников. – М., 1983. – 224 с.
34. Зорин Н.В. Изменение традиционной русской свадебной обрядности за годы советской власти / Очерки статистической этнографии Среднего Поволжья. – Казань, 1976.
35. Зорин Н.В. Русская свадьба в Среднем Поволжье. – Казань, 1981.
36. Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал. – М., 2001.
37. Зорин Н.В. Традиционная свадьба русского населения Среднего Поволжья // Древние и современные этнокультурные процессы в Марийском крае. – Йошкар-Ола, 1976.
38. Кастальский А. Д. Основы народного многоголосия / А. Д. Кастальский; под ред. В. М. Беляева. – М.-Л.: Госмузиздат, 1948. – 362 с.
39. Кастальский А. Д. Особенности народно-русской музыкальной системы / А. Д. Кастальский. 2-е изд. – М.: Госмузиздат, 1961. – 92 с.
40. Костриков К. Н., Щербакова А. И. Музыка в художественном пространстве отечественной культуры: истоки, становление, развитие, перспективы. Часть II. Становление. М., 2010 . – С.96.
41. Краснопольская Т. В. О напевах свадебных причитаний и песен Колежмы и Нюхчи // Русская свадьба Карельского Поморья. – Петрозаводск, 1980. С. 194–203.
42. Краснопольская Т. В. Об особенностях композиционного строения мелострофы карельских причитаний // Музыка в обрядах и трудовой деятельности финно-угров. – Таллинн, 1986. С. 216–229.
43. Краснопольская Т. В. Причитания: к проблеме системного изучения жанров «традиционной импровизации» // Мир традиционной музыкальной культуры: Сб. статей. – М., 2008. С.122–138.
44. Краснопольская Т. В. Северная причеть как «диалог» этносов // Народные культуры Русского Севера. – Архангельск, 2002.С. 53–58.
45. Круглов Ю. Г. К вопросу о классификации русского свадебного фольклора // Русский фольклор. Вопросы теории русского фольклора. – Л.,1977. Вып.19. С.167-177.
46. Круглов Ю. Г. Русские свадебные песни. Уче6ное пособие для пединститутов. – М.,1978.
47. Кулапина О. И. Методологический подход к решению музыкально-теоретических проблем / О. И. Кулапина // Методологические вопросы теоретического музыкознания: сб. науч. трудов ГМПИ им. Гнесиных. – М.: ГМПИ, 1975. – Вып. ХХII. – С. 10-31.
48. Кулапина О. И. Основы ладогармонической системы русской народной музыки: монография / О. И. Кулапина. – Саратов: Изд-во Саратовской гос. конс. 2004. – 356 с.
49. Лепешкина Л. Ю. Образы «своего» и «чужого» в обрядах жизненного цикла немцев Поволжья (20-е гг. XX в.) // Человек и культура. – 2019. – № 3. – С. 36 – 46.
50. Макашина Т. С. Свадебный обряд / Т. С. Макашина // Русские. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – С. 466–500.
51. Минор А. Я. Этнолингвистические исследования А. П. Дульзона. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. – 204 с.
52. Минх А. Н. Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии. Собраны в 1861–1888 годах / А. Н. Минх. – СПб., 1890.
53. Морозов Н. А. Женитьба добра молодца: Происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадьбы» / «женитьбы». - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора; Издательство «Лабиринт». 1998. - 352 с.
54. Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре / сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В. П. Аникина. – М.: Худож. лит., 1991. – Вып. 1: Младенчество. Детство. – 589 с.
55. Народная художественная культура: учебник / под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. – М.: МГУКИ, 2000. – 344 с.
56. Народное музыкальное творчество: учебное пособие / Ю. А. Толмачев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос.техн. ун-та, 2006.
57. Панкеев И. А. От крестин и до поминок / И. А. Панкеев. – М.: Эксмо, 2002. – 544 с.
58. Пашина О. А. Структурно-типологические исследования в советской музыкальной фольклористике //Музыкальная фольклористика: проблемы истории и методологии. – М.,1990. С.101-102.
59. Пашина О.А. Народное музыкальное творчество. – СПб.: Композитор, 2005. – 568 с
60. Полозова И. В. Старообрядческая культура Поволжья и Урала: контакты и влияния // Музыкальное искусство Урала в контексте национальных традиций и диалога культур: сб. тез. докл. 17 ноября, Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского. – Челябинск: ЮУрГИИ, 2011. – С. 22–24.
61. Полозова И. В. Традиции осмогласного пения саратовских старообрядцев // Культура и искусство Поволжья. – Саратов, 2002. – С. 140–142.
62. Пьянкова С. В. Напевы-формулы русской свадьбы // Славянский музыкальный фольклор. – М., 1972.
63. Резниченко Е. Б. Поморская свадебная причеть как феномен традиционной культуры Русского Севера // Музыковедение. 2011. № 4. С.21–27.
64. Резниченко Е. Б. Поморская свадебная причеть: перспективы ареального исследования // Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования: Материалы Международной научной конференции. – М., 2008. С. 199–205.
65. Резниченко Е. Б. Свадебные причитания Беломорья в контексте изучения народной религиозности // Вестник ПСТГУ. 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. 1(10). С. 169–180.
66. Рубцов Ф.А. Основы ладового строения русских народных песен. – Д., 1964.
67. Руднева А.В. Народные песни Курской обл. Общ. ред. С. Аксюка. – М., 1957.
68. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество. – М.: Советский композитор, 1994.—224 с.
69. Русские народные песни Подмосковья, собр. народным певцом-умельцем П. Г. Ярковым с 1890 по 1930 г. Муз. запись от русского народного хора П. Г. Яркова А. В. Рудневой. Ред. и предисл. Е. В. Гиппиуса. – М.-Л., 1951.
70. Семенова М. В. Мы – славяне / М. В. Семенова. – СПб: Азбука классика, 2009. – 384 с.
71. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество / П. А. Сорокин. – М., 1992. – 543 с.
72. Стрельцова Е. Ю. Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов / Е. Ю. Стрельцова // Народная художественная культура: учебник / под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. – М.: МГУКИ, 2000. – С. 112–159.
73. Сысоева Г. Я. Локальные стили в южнорусской традиции //Духовное наследие русской национальной культуры. Тезисы и доклады 2 региональной научно-практической конференции – Курск, 1998. С. 8-13.
74. Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии—М.: Музгиз, 1966. – 190 с.
75. Фольклорные сокровища Московской земли. Т.1: Обряды и обрядовый фольклор / Сост., вступ. ст., коммент., указатель и словари Т. М. Ананичевой, Е.А. Самоделовой. – М., 1997.
76. Хохлачёва M. B. «Вопль» в саратовской свадьбе (этнографический аспект) / М. В. Хохлачёва // Проблемы художественного творчества: Сб. статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвящённых Б. Л. Яворскому / Ред. A. C. Ярешко. – Саратов: СГК им. Л. B. Собинова, 2013. – Ч. II. – С. 61-66.
77. Хохлачёва М. В. К вопросу о культуре свадебного плача в Саратовском Поволжье (экскурс: «максимовские» причитания) / М. В. Хохлачёва // Сб. научных статей по материалам IV Всероссийских научных чтений памяти Л. Л. Христиансена «История, теория и практика фольклора» / Ред. A. C. Ярешко. – Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2013. – С.217-226.
78. Хохлачёва М. В. Музыкальный код саратовского свадебного обряда (на примере песен северной зоны приволжской возвышенности) / М. В. Хохлачёва // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический журнал. – Тамбов: Грамота, 2013. – No12 (38). – Ч. III. – С. 197-200.
79. Хохлачева М. В. Свадебная музыкально-этнографическая традиция северных районов саратовского Поволжья: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 / М. В. Хохлачёва; [Место защиты: Сарат. гос. консерватория им. Л.В. Собинова]. – Саратов, 2014. – 26 с.
80. Хохлачёва М. В. Свадебный обряд Саратовского Поволжья (по материалам архивов ХIХ – XX / М. В. Хохлачёва // Памяти Л. Л. Христиансена: Сб. статей / Ред. A. C. Ярешко. – М.: Композитор, 2010. – С. 336–350.
81. Хохлачёва М. В. Свадебный ритуал – историческое наследие (материалы по Саратовскому Поволжью) / М. В. Хохлачёва // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб: Книжный дом, 2013. – № 11. – С. 152-159.
82. Христиансен Л. Л. Уральские народные песни / Л. Л. Христиансен; под ред. С. Аксюка. –М.: Сов. комп., 1961. – 221 с.
83. Христиансен Л.Л. Ладовая интонационность русской народной песни. – М., 1976. – 388 с.
84. Чистов К. В. Семейные обряды и фольклор / К. В. Чистов // Этнография восточных славян: очерки традиц. культуры. – М.: Наука, 1987. – 405 с.
85. Шаповалова Г. Г. Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья. М.: Букинистика, 1985. - 344 с.
86. Шемякина М. К. Семейно-бытовой обряд как семиотическая форма воплощения архетипа «новой жизни» в традиционной культуре русского народа [Электронный ресурс] / М. К. Шемякина. – Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2012_7/40.pdf (дата обращения 10.09.2020).
87. Шишкина Е.М. Немецкая свадьба. – М., 2008.
88. Шишкина Е.М. Русские свадебные песни и причитания Волго-Ахтубинской поймы (Астраханская область). – Астрахань, 2003
89. Шишкина Е.М. Традиционное музыкальное наследие волжских немцев в прошлом и современности: проблемы этнической идентичности. – Астрахань, 2008.
90. Щуров В. М. Стилистические основы русской народной музыки. – М., 1998. С.35.
91. Щуров В.М. – Стилевые основы русской народной музыки. - М.: Современная музыка,1998.—464 с.
92. Щуров В. М. Южнорусская песенная традиция. – М.,1987
93. Якименко Т. Е. О предвосхищении идеи типовых напевов общей функции в статье Н. А. Янчука 1886 года // Народная музыка: история и типология. – Л., 1989.
94. Ярешко А. С. Сто русских народных песен Астраханской области / А. С. Ярешко. – Астрахань: издание ЦНТ, 1974. – 148 с.
Материалы, размещаемые в каталоге, с согласия автора, могут использоваться только в качестве дополнительного инструмента для решения имеющихся у вас задач, сбора информации и источников, содержащих стороннее мнение по вопросу, его оценку, но не являются готовым решением. Пользователь вправе по собственному усмотрению перерабатывать материалы, создавать производные произведения, соглашаться или не соглашаться с выводами, предложенными автором, с его позицией.
Тема: Художественно-стилистические особенности свадебного обряда народов Поволжья (на примере Саратовской области)
Артикул: 1205377
Дата написания: 28.11.2020
Тип работы: Магистерская диссертация
Предмет: Педагогическое образование, музыкальное искусство в образовании
Оригинальность: Антиплагиат.ВУЗ — 60%
Количество страниц: 103
Скрин проверки АП.ВУЗ приложен на последней странице.

К работе прилагаются:
- задание
- заявление
- презентация
- защитная речь
- отзыв
- рецензия
А ты умеешь выполнять такие работы?

Файлы артикула: Художественно-стилистические особенности свадебного обряда народов Поволжья (на примере Саратовской области) по предмету педагогическое образование, музыкальное искусство в образовании

Пролистайте "Художественно-стилистические особенности свадебного обряда народов Поволжья (на примере Саратовской области)" и убедитесь в качестве

После покупки артикул автоматически будет удален с сайта до 15.07.2024
Магистерская диссертация — Художественно-стилистические особенности свадебного обряда народов Поволжья (на примере Саратовской области) — 1
Магистерская диссертация — Художественно-стилистические особенности свадебного обряда народов Поволжья (на примере Саратовской области) — 2
Магистерская диссертация — Художественно-стилистические особенности свадебного обряда народов Поволжья (на примере Саратовской области) — 3
Магистерская диссертация — Художественно-стилистические особенности свадебного обряда народов Поволжья (на примере Саратовской области) — 4
Магистерская диссертация — Художественно-стилистические особенности свадебного обряда народов Поволжья (на примере Саратовской области) — 5
Магистерская диссертация — Художественно-стилистические особенности свадебного обряда народов Поволжья (на примере Саратовской области) — 6
Посмотреть остальные страницы ▼
Честный антиплагиат! Честный антиплагиат!
Уникальность работы — 60% (оригинальный текст + цитирования, без учета списка литературы и приложений), приведена по системе Антиплагиат.ВУЗ на момент её написания и могла со временем снизиться. Мы понимаем, что это важно для вас, поэтому сразу после оплаты вы сможете бесплатно поднять её. При этом текст и форматирование в работе останутся прежними.
Гарантируем возврат денег! Гарантируем возврат денег!
Качество каждой готовой работы, представленной в каталоге, проверено и соответствует описанию. В случае обоснованных претензий мы гарантируем возврат денег в течение 24 часов.