' .

Формирование коммуникативной компетенции при обучении наречия в 7 классе #9106515

Артикул: 9106515
  • Предмет: Педагогика
  • Уникальность: 75% (Антиплагиат.ВУЗ)
  • Разместил(-а): 185 Рамиль в 2024 году
  • Количество страниц: 114
  • Формат файла: docx
2 070p. 3 000p. Только 23.12.2024
Оплатите артикул одним из 20 способов и сразу скачайте.
После оплаты он автоматически будет удален с сайта.
Никто кроме вас не сможет посмотреть его до 21.02.2025
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ 9
1.1. Сущность компетенции и её типы 9
1.2. Основные технологии, методы и приёмы формирования у учащихся коммуникативной компетенции 20
1.3. Психолого-педагогического сопровождения формирования коммуникативной компетентности старшеклассников 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ 36
2.1. Формирование коммуникативной компетентности при изучении различных разделов русского языка 36
2.2. Упражнения для формирования коммуникативных навыков на уроке русского языка при изучении раздела «Морфология» 48
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАРЕЧИЯ В 7 КЛАССЕ 51
3.1. Методика уровневого развития коммуникативной компетенции при обучении наречию на основе системно-функционального подхода 51
3.2. Система упражнений, способствующая уровневому развитию коммуникативной компетенции семиклассников при изучении наречия на основе системно-функционального подхода 64
3.3. Эффективность методики уровневого развития коммуникативной компетенции семиклассников при изучении наречия на основе системно-функционального подхода 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 106

Степень разработанности проблемы. Проблема уровневого обучения языку и речи была поднята в 80-90 г. XX в. в странах европейского содружества, интенсивно разрабатывается в отечественной методике РКИ (Т.И. Капитонова, М.В. Московкин, Н.В. Мощинская, С.А. Хавронина , А.А. Акишина, О.Е. Каган и др.), однако все эти работы посвящены описанию уровней владения русским языком как иностранным и не предполагают использования альтернативных методик уровневого развития коммуникативной компетенции при обучении русскому языку как родному.
Необходим поиск методики развития высокого уровня коммуникативной компетенции обучающихся в процессе изучения наречия, то есть методики, учитывающей системный и функциональный принципы обучения русскому языку. Таким требованиям отвечает системно-функциональный подход, успешно применяемый в методике обучения русскому языку как иностранному и частично в методике преподавания русского языка. Частота реализации данного подхода при обучении русскому языку свидетельствует о необходимости совершенствования методики уровневого обучения, позволяющей эффективно развивать/формировать коммуникативную компетенцию обучающихся.
Целью работы является анализ формирования коммуникативной компетенции при обучении наречия в 7 классе.
Объект исследования: процесс уровневого развития коммуникативной компетенции обучающихся при изучении наречия.
Предмет исследования: методика уровневого развития коммуникативной компетенции обучающихся при изучении наречия.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику уровневого развития коммуникативной компетенции семиклассников при изучении наречия.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность компетенции и её типы.
2. Рассмотреть основные технологии, методы и приёмы формирования у учащихся коммуникативной компетенции.
3. Изучить психолого-педагогическое сопровождение формирования коммуникативной компетентности старшеклассников.
4. Рассмотреть формирование коммуникативной компетентности при изучении различных разделов русского языка.
5. Изучить упражнения для формирования коммуникативных навыков на уроке русского языка при изучении раздела «Морфология».
6. Проанализировать методику уровневого развития коммуникативной компетенции при обучении наречию на основе системно-функционального подхода.
7. Проанализировать систему упражнений, способствующая уровневому развитию коммуникативной компетенции семиклассников при изучении наречия на основе системно-функционального подхода.
8. Изучить эффективность методики уровневого развития коммуникативной компетенции семиклассников при изучении наречия на основе системно-функционального подхода.
Проблема, цель и задачи исследования определили гипотезу: достичь высокого уровня развития коммуникативной компетенции обучающихся при изучении наречия возможно, если:
 обновить методику развития коммуникативной компетенции при обучении наречию, при этом учитывать компоненты коммуникативной компетенции, ее уровни и критерии их оценки;
 строить изучение грамматической темы с учетом системных знаний обучающихся о наречии (язык как система; литературный язык/литературная норма/коммуникативные качества речи; наречие как часть этой системы; функциональные и стилистические особенности наречий; грамматические категории наречий; функции наречий в языке; коммуникативные потенции наречий и др.); с учетом закономерностей обучения наречию и лингвистических трудностей усвоения этой части речи; психологических особенностей выделения лексико-семантических групп наречий (анализ → синтез → аналогия), взяв за основу обучения системно- функциональный подход, включающий взаимодействие систем языка и речи и позволяющий использовать новые методические условия при изучении грамматики;
 создать систему языковых, речевых упражнений и коммуникативных задач изучения наречия на основе определенной модели введения грамматического материала в соответствии с триединством «язык–речь–коммуникация», с учетом знаний о текстовых функциях наречий, их лексико-семантических группах.
Методологической основой исследования являются диалектическое понимание взаимосвязи мышления и речи в становлении личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); диалектическая логика, системный подход, идеи педагогической интеграции. Исследование опирается на методологию современной педагогики (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, К.Д. Чермит и др.), теорию деятельности (П.Я. Гальперин и др.).
Теоретической основой исследования явились концептуальные положения лингвистических исследований функциональной, коммуникативной и функционально-коммуникативной грамматики (А.В. Бондарко, Г.А. Золотова, В.Г. Колшанский, М.Н. Кожина, Ф.Е. Панков), лингвистики текста (И.Р. Гальперин, Г.А. Золотова, С.Г. Ильенко, Л.М. Лосева, О.И. Москальская); исследований в области педагогики (Я.А. Коменский, И.Я. Лернер, И.П. Подласый, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский), психолингвистических исследований особенностей речетворческой деятельности школьников 12 – 13 лет (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин и др.); исследований системного коммуникативно- деятельностного подхода к обучению связной речи (Т.А. Ладыженская, В.В. Бабайцева, М.Р. Львов, Т.К. Донская, В.И. Капинос, А.Ю. Устинов и др.); исследований в области методики преподавания морфологии в школе (Т.К. Донская, А.И. Власенков, Г.К. Лидман-Орлова, Т.В. Напольнова и др.) и формирования коммуникативной компетенции обучающихся (Е.А. Быстрова, Е.С. Богданова, Л.Н. Горобец, Т.К. Донская, Т.А. Ладыженская, В.И. Капинос, Н.А. Ипполитова, Т.Ф. Новикова, С.И. Львова и др.).
Основными методами, использованными на всех этапах исследования были следующие: анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы для определения лингвометодической базы исследования; сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов для изучения эффективности предлагаемой методики; опрос учителей-словесников с целью выявления актуальности исследования; тестирование:
1) семиклассников, изучивших наречие по традиционной методике, для определения актуальности проведения исследования,
2) семиклассников, изучивших наречие по предлагаемой в данном диссертационном исследовании методике (позволило выявить уровень развития коммуникативной компетенции обучающихся); экспериментальное обучение (разработка системы языковых, речевых упражнений и коммуникативных задач при изучении наречия на основе системно-функционального подхода).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
 впервые в методике обучения русскому языку как родному представлена методика уровневого развития коммуникативной компетенции при изучении наречия на основе системно-функционального подхода, что расширяет методику обучения этой части речи;
 выделены этапы обучения наречию (актуализации и приращения знаний, классификационный, системно-расширительный, функционально-расширительный, контрольно-обобщающий);
 выделены и охарактеризованы уровни сформированности коммуникативной компетенции;
 создана модель введения грамматического материала, основанная на триединстве «язык – речь – коммуникация», с учетом которой была построена, апробирована методика уровневого развития коммуникативной компетенции при изучении наречия на основе системно-функционального подхода;
 сформулированы закономерности обучения наречию (последовательное со-изучение наречия с его функционированием в тексте как форме коммуникации; поэтапное введение в содержание учебного материала знаний о лексико- семантических группах наречия; соотношение уровней сознательности в употреблении наречий, коммуникативной компетенции обучающихся и их функциональной грамотности), которые позволяют поэтапно повышать уровень коммуникативной компетенции;
 определены текстовые функции наречий (структурно-текстовая, выразительно-характеризующая, стилистическая, культуроведческая), выделены лексико-семантические группы наречий (характеризующие, наречия оценки, количественные, пространственно-временные, наречия с национально-культурным компонентом);
 разработана система средств обучения (языковые (аналитические, сравнительно-аналитические, лексико-грамматические и обобщающие), условно- речевые и речевые упражнения и коммуникативные задачи), основанная на этапах обучения наречию;
 сформулированы диагностические критерии оценки достигнутого уровня коммуникативной компетенции семиклассников при изучении наречия на основе системно-функционального подхода.
1. Алексеева, О. В. Реализация функционального принципа при изучении морфологии в школьном курсе русского языка / О.В. Алексеева: дис. ... д. пед. наук: 13.00.02 - Москва, 2014. - 372 с.
2. Алентикова, С.Ф. Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе изучения текста / С.Ф. Алентикова: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 - Рязань, 2013. - 210 с.
3. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка: компетентностно-дея-тельностный подход: Учебное пособие [Текст] / Е.С. Антонова. - М.: КНОРУС, 2018 - 464 с.
4. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка: комепетентностно-деятельностный подход: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2016. - 464 с.
5. Анализ текста в вузе и школе / под редакцией Т.К. Донской.- СПб., 2016. - 228 с.
6. Батырева, С.Г. Педагогические условия формирования коммуникативной компетенции младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / С.Г. Батырева. - М., 2020. - 25 с.
7. Битехтина, Г.А. Семантико-синтаксические разряды определительных наречий в русском языке и условия их функционирования / Г.А. Битехтина: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 - М., 1979. - 252 с.
8. Бобылев, В.Г. Метафорическое использование грамматических категорий и форм в художественном тексте / В.Г. Бобылев // Русский язык в школе. - 2014. - №1. - С. 64.
9. Богин, Г.И. Противоречия в процессе формирования речевой способности: Учебное пособие / Г.И. Богин. - Калинин: КГУ,1977. - 84 с.
10. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред.
11. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
12. Бондарко, А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии / А.В. Бондарко. - Изд. 4-е. - М.: ЛКИ, 2014. - 208 с.
13. Бондарко, А.В. Проблемы функциональной грамматики. Полевые структуры / А.В. Бондарко. - СПб.: Наука, 2016. - 480 с.
14. Бондарко, А.В. Теория значения в системе функциональной грамматики: На материале русского языка / А.В. Бондарко / Российская академия наук. Институт лингвистических исследований. - М.: Языки славянской культуры, 2013. - 736 с.
15. Булыгина, Л.Н. Критериально-уровневый подход к оцениванию сформированности коммуникативных компетенций обучающихся в образовательном процессе основной школы / Л.Н. Булыгин // Инновационные проекты и программы в образовании. - 20151. - С.24 - 31.
16. Быстрова, Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка / Е.А. Быстрова // Русский язык в школе. - 2013- №1.- С. 3-8.
17. Быстрова, Е.А. Формирование умений самообразования в условиях учебного сотрудничества на уроках русского языка. Методические рекомендации / Е.А. Быстрова. - Л., 2010- 30 с.
18. Васильев, Л.М. Семантика русского глагола: [Учеб. пособие для фак-тов повышения квалификации] / Л.М. Васильев. - М.: Высшая школа, 2008- 184 с.
19. Виноградов, В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / В.В. Виноградов. - М., 1972 - 616 с.
20. Виноградов, В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове): Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Г.А. Золотова. - 3-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 1996. - 640 с.
21. Виноградов, В.Д. Функциональная грамматика современного русского языка. Теоретический курс грамматики в общей системе обучения русскому языку как иностранному / В. Д. Виноградов. - Н. Новгород, НГПУ, 2016 - 314 с.
22. Гойман, О.Я. Речевая коммуникация: Учебник / О.Я. Гойман, Т.М. Надеина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015 - 207 с.
23. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. - М.: Высшая школа, 1980. - 335 с.
24. Горобец, Л.Н. Метод проекта как педагогическая технология / Л.Н. Г оробец // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». Майкоп, - 2020- №2. - С.120 - 127.
25. Горобец, Л.Н. Современная технология обучения студентов речевой культуре / Л.Н. Горобец // Записки Горного института. Т. 193. Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе. - СПб., 2015- С. 115 - 119.
26. Горобец, Л.Н. Формирование у учащихся опыта исследовательской деятельности на основе обучающих проектов / Л.Н. Горобец // Вестник Костромского Университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2021- №1. - С.133 - 135.
27. Горобец Л.Н. Формирование риторической компетенции студентов-нефилологов в системе профессиональной подготовки в педагогическом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук./ Л.Н. Горобец. - РГПУ им. А.И. Герцена - Санкт-Петербург. - 2013- 17 с.
28. Давыдов, В.В. Принципы обучения в школе будущего// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - С. 296 - 301.
29. Данилов, М.А. Дидактика К.Д. Ушинского / подред. Е.Н. Медынского. - М.: Л, 1984. - 172 с.
30. Дегтярева, М.М. Особенности субъективно - оценочных форм кратких прилагательных / М.М. Дегтярева // Русский язык в школе. - 2014- № 6. - С. 82 - 84.
31. Дейкина, А.Д. Формирование культурно-интеллектуального отношения обучающихся в русскому языку в современной парадигме образования / А.Д. Дейкина // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: «Педагогика и психология» - 2017 - № 2. - С. 66 - 74.
32. Дейкина, А.Д. Методический потенциал лингвокультурологических характеристик текста в школьном обучении русскому языку / А.Д. Дейкина, О.Н. Левушкина // Русский язык в школе. - 2015. - № 4 - С. 12 - 17.
33. Егорова, Б.Н. Семантика наречий современного русского языка в аспекте их сочетаемости с глаголами: автореф. дис. ... канд. филол. наук. / Б.Н. Егорова. - Башк. гос. ун-т. - Уфа, 2014- 19 с.
34. Есина, З.И. Вводный курс практической фонетики русского языка: Для студентов из Юго-Вост. Азии, говорящих по-анг. / Сост.: З.И. Есина, Е.Р. Максимова. - М., 1977. - 56 с.
35. Жинкин, Н.И. Психологические особенности спонтанной речи / Н.И. Жинкин. - М.: Просвещение, 1967. - 201 с.
36. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - М.: Наука, 1982. - 250 с.
37. Залевская, А.А. Введение в психолингвистику [Текст]: учебник/ А.А. Залевская. - М.: Direct Media, 2017. - 560 с.
38. Залевская, А.А. Психолингвистические исследования. Слово. [Текст]: избр. Труды / А.А. Залевская. - М.: Гнозис, 2020. - 542 с.
39. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности/ И.А. Зимняя. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014- 432 с.
40. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2014 - 448 с.
41. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорения на иностранном языке / И.А. Зимняя. - М., 1984. - 448 с.
42. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе/ И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2008- 222 с.
43. Зинченко, В.П. Методологические проблемы психологического анализа деятельности / В.П. Зинченко, В.М. Гордон // Системные исследования. Ежегодник, 1975. - М., 1976.
44. Зиятдинова, Е.В. Формирование коммуникативных компетенций школьников в проектной деятельности / Е.В. Зиятдинова: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Уфа, 2014 - 241с.
45. Золотова, Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса / Г.А. Золотова. - М.: Наука, 1982. - 368 с.
46. Куманяева, А.Е. Изучение текстообразующей функции лексических средств в Х - XI классах / А.Е. Куманяева // Русский язык в школе. - 2018 - № 6. - С. 9 - 14.
47. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 // Вестник образования. - 2012. - №13. – С. 23-28.
48. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М.: Когито-Центр, 2017. – 213 с.
49. Рубцов В. В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. - М.: МГППУ, 2019. – 201 с.
50. Худякова Т. Л., Филатова Л. Э. Формирование компетентности в профессиональном общении у студентов-психологов. - Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2018. - 192 с.
Материалы, размещаемые в каталоге, с согласия автора, могут использоваться только в качестве дополнительного инструмента для решения имеющихся у вас задач, сбора информации и источников, содержащих стороннее мнение по вопросу, его оценку, но не являются готовым решением. Пользователь вправе по собственному усмотрению перерабатывать материалы, создавать производные произведения, соглашаться или не соглашаться с выводами, предложенными автором, с его позицией.
Тема: Формирование коммуникативной компетенции при обучении наречия в 7 классе
Артикул: 9106515
Дата написания: 25.06.2024
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
Оригинальность: Антиплагиат.ВУЗ — 75%
Количество страниц: 114
Скрин проверки АП.ВУЗ приложен на последней странице.
А ты умеешь выполнять такие работы?

Файлы артикула: Формирование коммуникативной компетенции при обучении наречия в 7 классе по предмету педагогика

Пролистайте "Формирование коммуникативной компетенции при обучении наречия в 7 классе" и убедитесь в качестве

После покупки артикул автоматически будет удален с сайта до 21.02.2025
Дипломная — Формирование коммуникативной компетенции при обучении наречия в 7 классе — 1
Дипломная — Формирование коммуникативной компетенции при обучении наречия в 7 классе — 2
Дипломная — Формирование коммуникативной компетенции при обучении наречия в 7 классе — 3
Дипломная — Формирование коммуникативной компетенции при обучении наречия в 7 классе — 4
Дипломная — Формирование коммуникативной компетенции при обучении наречия в 7 классе — 5
Дипломная — Формирование коммуникативной компетенции при обучении наречия в 7 классе — 6
Посмотреть остальные страницы ▼
Честный антиплагиат! Честный антиплагиат!
Уникальность работы — 75% (оригинальный текст + цитирования, без учета списка литературы и приложений), приведена по системе Антиплагиат.ВУЗ на момент её написания и могла со временем снизиться. Мы понимаем, что это важно для вас, поэтому сразу после оплаты вы сможете бесплатно поднять её. При этом текст и форматирование в работе останутся прежними.
Гарантируем возврат денег! Гарантируем возврат денег!
Качество каждой готовой работы, представленной в каталоге, проверено и соответствует описанию. В случае обоснованных претензий мы гарантируем возврат денег в течение 24 часов.

Утром сдавать, а работа еще не написана?

Утром сдавать, а работа еще не написана?
Через 30 секунд после оплаты вы скачаете эту работу!
Сегодня уже купили 38 работ. Успей и ты забрать свою пока это не сделал кто-то другой!