Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования социальной компетентности подростков 10
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятий «компетентность», «социальная компетентность» 10
1.2 Возрастные особенности формирования социальной компетентности подростков 21
1.3 Формы и методы формирования социальной компетентности подростков 30
Выводы по I главе 45
Глава II. Педагогическое обеспечение процесса формирования социальной компетентности подростков 47
2.1 Организация эксперимента и анализ исходного уровня социальной компетентности подростков 47
2.2 Реализация программы формирования социальной компетентности подростков 53
2.3. Анализ и обобщение результатов контрольного этапа эксперимента 62
Выводы по II главе 67
Заключение 68
Список литературы 72
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Формирование социальной компетентности подростков».
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование социальной компетентности подростков.
Объект исследования: процесс формирования социальной компетентности подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования социальной компетентности подростков.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса формирования социальной компетентности подростков может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий
«компетентность» и «социальная компетентность подростков»;
- учитывать возрастные особенности формирования социальной компетентности подростков;
- разработать и внедрить программу, направленную на формирование социальной компетентности подростков.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Изучить сущностно-содержательную характеристику понятий
«компетентность» и «социальная компетентность подростков».
2) Выявить возрастные особенности формирования социальной компетентности подростков.
3) Раскрыть формы и методы формирования социальной компетентности подростков
4) Разработать и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность программы формирования социальной компетентности подростков.
' .
Формирование социальной компетентности подростков #9100940
Артикул: 9100940
- Предмет: Педагогика
- Уникальность: 71% (Антиплагиат.ВУЗ)
- Разместил(-а): 185 Рамиль в 2019 году
- Количество страниц: 99
- Формат файла: docx
2 970p.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова. – Екатеринбург: Смитт, 2009. – 256 с.
2. Авдеев В.М. Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей / В.М. Авдеев // Социально- гуманитарные знания. – 2006. – № 6. – С. 6-14
3. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Сфера, 2008. – 358 с.
4. Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности: Учебное пособие к спецкурск. /В.М. Басова. –Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. – 188с.
5. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус. // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. –Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
6. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Просвещение, 2009. – 366 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 464 с.
8. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – М.: Владос, 2012.
– 342 с.
9. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. – М.: Педагогика, 2008. – 256 с.
10. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. – М.: Просвещение, 2007. – 368 с.
11. Зарипова Е.И. Становление социальной компетентности школьника в условиях региональной образовательной среды: Дис. . канд. пед. наук. –Омск, 2005. – 256 с.
12. Зеер Э.Ф. Практика формирования компетенций: методологический аспект / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков // Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011. – C. 6
13. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. –
№ 5. – С.7-13
14. Иванов Л.М. Применение нидерландской модели повышения социальной компетенции подростков / Л.М. Иванов, Е. В. Конева // Вестник психологической и социально-реабилитационной работы. – 2001. – № 2. – С. 35-54
15. Калинина Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В. Калинина. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. – 228 с.
16. Калинина Н.В. Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения / Н.В. Калинина // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. – М.: Сфера, 2001. – С. 146-148
17. Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: автореф. дисс. канд. психол. наук 19.00.05 / Е.В. Коблянская. – СПб., 1995. – 22 с.
18. Кон И.С. Какими они себя видят? / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 2008. – 256 с.
19. Кострова Ю.С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность»
/ Ю.С. Кострова // Молодой ученый. – 2011. – № 12. – Т.2. – С. 102- 104
20. Куницина В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность
/ В.Н. Куницина. – СПб.: СпбГУ, 1995. – С. 34-36
21. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. – М.: 1969. – 145 с.
22. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Педагогический колледж №1 им. Н. А. Некрасова: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nekrasovspb.ru/publica-tion/cgi-bin/publ.cgi7event=3&id=22. 23.Лукьянова И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков / И.И. Лукъянова //
Психологическая наука и образование. – 2001. – № 4. – С. 41-47 24.Марасанов Г.И., Ротатаева Н.А. Социальная компетентность:
психологические условия развития в юношеском возрасте / Г.И. Марасанов, Н.А. Ротатаева. – М.: Сфера, 2003. – 172 с.
25. Масленникова В.Ш. Личностная композиция социального отношения // Современные концепции воспитания / В.Ш. Масленникова. – Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. – С. 84-89
26. Михайлина М.Ю. Социальная компетентность подростка как способ преодоления кризисной ситуации / М.Ю. Михайлина // Психология системного функционирования личности. – Саратов: СРМ, 2004. – С. 12-19
27. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2010. – 432 с.
28. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 367 с.
29. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании / Р.В. Овчарова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010. – 348 с.
30. Петровская Л.А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
31. Реан А.А., Коломинский Я.А. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 389 с.
32. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Сфера, 1994. – 278 с.
33. Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся
/ М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. – 1994 . – № 1. – С. 16-18
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2009. – 478 с.
35. Тринитатская О.Г. Организационно-педагогические условия и критерии эффективности формирования развивающей среды общеобразовательного учреждения / О.Г. Тринитатская // Российский психологический журнал. – 2008. – Т. 5. – № 2. – С. 26- 38
36. Учурова С.А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе / С.А. Учурова // Известия Уральского государственного университета. – 2007. – № 50. – С. 47-51
37. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И.Фельдштейн. – М.: Просвещение, 2009. – 389 с.
38. Формирование личности в переходный период от подросткового к
юношескому возрасту / Под редакцией И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 2009. – 467 с.
39. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. – http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
40. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «Ничья земля в возрастной психологии» / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – С. 17-31
41. Чошанов М.A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие / М.А. Чошанов. – М.: Народное образование, 1996. –160 с.
42. Щедровицкий Г.П. Компетенции и компетентность / Т.П. Щедровицкий // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 36- 41
43. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова. – М.: Просвещение, 1967. – 278 с.
44. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 466 с.
2. Авдеев В.М. Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей / В.М. Авдеев // Социально- гуманитарные знания. – 2006. – № 6. – С. 6-14
3. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Сфера, 2008. – 358 с.
4. Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности: Учебное пособие к спецкурск. /В.М. Басова. –Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. – 188с.
5. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус. // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. –Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
6. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Просвещение, 2009. – 366 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 464 с.
8. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – М.: Владос, 2012.
– 342 с.
9. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. – М.: Педагогика, 2008. – 256 с.
10. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. – М.: Просвещение, 2007. – 368 с.
11. Зарипова Е.И. Становление социальной компетентности школьника в условиях региональной образовательной среды: Дис. . канд. пед. наук. –Омск, 2005. – 256 с.
12. Зеер Э.Ф. Практика формирования компетенций: методологический аспект / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков // Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011. – C. 6
13. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. –
№ 5. – С.7-13
14. Иванов Л.М. Применение нидерландской модели повышения социальной компетенции подростков / Л.М. Иванов, Е. В. Конева // Вестник психологической и социально-реабилитационной работы. – 2001. – № 2. – С. 35-54
15. Калинина Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В. Калинина. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. – 228 с.
16. Калинина Н.В. Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения / Н.В. Калинина // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. – М.: Сфера, 2001. – С. 146-148
17. Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: автореф. дисс. канд. психол. наук 19.00.05 / Е.В. Коблянская. – СПб., 1995. – 22 с.
18. Кон И.С. Какими они себя видят? / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 2008. – 256 с.
19. Кострова Ю.С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность»
/ Ю.С. Кострова // Молодой ученый. – 2011. – № 12. – Т.2. – С. 102- 104
20. Куницина В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность
/ В.Н. Куницина. – СПб.: СпбГУ, 1995. – С. 34-36
21. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. – М.: 1969. – 145 с.
22. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Педагогический колледж №1 им. Н. А. Некрасова: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nekrasovspb.ru/publica-tion/cgi-bin/publ.cgi7event=3&id=22. 23.Лукьянова И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков / И.И. Лукъянова //
Психологическая наука и образование. – 2001. – № 4. – С. 41-47 24.Марасанов Г.И., Ротатаева Н.А. Социальная компетентность:
психологические условия развития в юношеском возрасте / Г.И. Марасанов, Н.А. Ротатаева. – М.: Сфера, 2003. – 172 с.
25. Масленникова В.Ш. Личностная композиция социального отношения // Современные концепции воспитания / В.Ш. Масленникова. – Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. – С. 84-89
26. Михайлина М.Ю. Социальная компетентность подростка как способ преодоления кризисной ситуации / М.Ю. Михайлина // Психология системного функционирования личности. – Саратов: СРМ, 2004. – С. 12-19
27. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2010. – 432 с.
28. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 367 с.
29. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании / Р.В. Овчарова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010. – 348 с.
30. Петровская Л.А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
31. Реан А.А., Коломинский Я.А. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 389 с.
32. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Сфера, 1994. – 278 с.
33. Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся
/ М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. – 1994 . – № 1. – С. 16-18
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2009. – 478 с.
35. Тринитатская О.Г. Организационно-педагогические условия и критерии эффективности формирования развивающей среды общеобразовательного учреждения / О.Г. Тринитатская // Российский психологический журнал. – 2008. – Т. 5. – № 2. – С. 26- 38
36. Учурова С.А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе / С.А. Учурова // Известия Уральского государственного университета. – 2007. – № 50. – С. 47-51
37. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И.Фельдштейн. – М.: Просвещение, 2009. – 389 с.
38. Формирование личности в переходный период от подросткового к
юношескому возрасту / Под редакцией И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 2009. – 467 с.
39. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. – http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
40. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «Ничья земля в возрастной психологии» / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – С. 17-31
41. Чошанов М.A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие / М.А. Чошанов. – М.: Народное образование, 1996. –160 с.
42. Щедровицкий Г.П. Компетенции и компетентность / Т.П. Щедровицкий // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 36- 41
43. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова. – М.: Просвещение, 1967. – 278 с.
44. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 466 с.
Материалы, размещаемые в каталоге, с согласия автора, могут использоваться только в качестве дополнительного инструмента для решения имеющихся у вас задач,
сбора информации и источников, содержащих стороннее мнение по вопросу, его оценку, но не являются готовым решением.
Пользователь вправе по собственному усмотрению перерабатывать материалы, создавать производные произведения,
соглашаться или не соглашаться с выводами, предложенными автором, с его позицией.
Тема: | Формирование социальной компетентности подростков |
Артикул: | 9100940 |
Дата написания: | 14.06.2019 |
Тип работы: | Дипломная работа |
Предмет: | Педагогика |
Оригинальность: | Антиплагиат.ВУЗ — 71% |
Количество страниц: | 99 |
Скрин проверки АП.ВУЗ приложен на последней странице.
Файлы артикула: Формирование социальной компетентности подростков по предмету педагогика
Пролистайте "Формирование социальной компетентности подростков" и убедитесь в качестве
После покупки артикул автоматически будет удален с сайта до 22.02.2025
Посмотреть остальные страницы ▼
Честный антиплагиат!
Уникальность работы — 71% (оригинальный текст + цитирования, без учета списка литературы и приложений), приведена по системе Антиплагиат.ВУЗ на момент её написания и могла со временем снизиться. Мы понимаем, что это важно для вас, поэтому сразу после оплаты вы сможете бесплатно поднять её. При этом текст и форматирование в работе останутся прежними.
Гарантируем возврат денег!
Качество каждой готовой работы, представленной в каталоге, проверено и соответствует описанию. В случае обоснованных претензий мы гарантируем возврат денег в течение 24 часов.
Утром сдавать, а работа еще не написана?
Через 30 секунд после оплаты вы скачаете эту работу!
Сегодня уже купили 70 работ. Успей и ты забрать свою пока это не сделал кто-то другой!
ПРЕДЫДУЩАЯ РАБОТА
Формирование рефлексии старших школьников в процессе обучения
СЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА
Преодоление агрессии у подростков