ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Дефиниция концепта «Родина» в лингвистических словарях 6
1.2. Концепт «Родина» в русском языковом сознании 9
Выводы по 1 главе 15
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТ "РОДИНА" В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА УЧАЩИХСЯ (НА МАТЕРИАЛЕ УМК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ) 16
Выводы по 2 главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЯ 33
Данная работа посвящена структурно-семантическому анализу форм реализаций концепта родина в текстах школьных учебников по русскому языку. Представляется, что во многом именно занятия по данному предмету в школе и, в частности, учебники литературы формируют у учащихся основные нравственные и мировоззренческие ориентиры, приобщают к национальным концептам. Примерная программа основного общего образования по литературе провозглашает: «Литература -базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества».
Таким образом, приобщение молодого поколения к нравственным ценностям народа, а, следовательно, к национальным концептам, средствами занятий по литературе -востребованная практика отечественной системы образования. Отметим, что представления знания, усваиваемого в процессе школьного образования, должны соответствовать реальным структурам, функционирующим в массовом сознании народа.
Целью работы является анализ концепта «Родина» в языковой картине мира учащихся.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
1) Анализ дефиниции концепта «Родина» в лингвистических словарях.
2) Изучение концепта «Родина» в русском языковом сознании.
3) Рассмотрение структуры и содержания концепта «Родина» общеконвенциальной модели.
Предмет работы: концепт «Родина» в языковой картине мира учащихся.
Объект работы: концепт «Родина».
Степень изученности направления достаточно высока. Это подтверждают разнообразные пособия и статьи ученых.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
1. Алефиренко, Н.Ф. Проблемы вербализации концепта: Теоретическое исследование Текст. / Н.Ф. Алефиренко. Волгоград, 2003. – 96 с. Арутюнова, Н.Д. Введение Текст. / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка: Ментальные действия. - М.: Наука, 1993. – С. 3 – 7.
2. Ангелова М.М. «Концепт» в современной лингвокультурологии / М.М. Ангелова // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сборник научных трудов. Выпуск 3. – М., 2013. – С. 3–10.
3. Воркачев С. Г. Идея патриотизма в русской гражданской лирике // Русская литература в формировании современной языковой личности. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 123-131.
4. Воркачев С. Г. Слово «Родина»: значимостные составляющая лингвоконцепта // Язык, коммуникация и социальная среда. – Воронеж: ВГУ, 2006. – С. 26-36. 5. РАС 2002. – Русский ассоциативный словарь. – М., 2002. – Т. 1. – С. 23-29.
5. Гимаев Я. А. Актуализация концепта родина в школьных учебни- ках по литературе и в массовом сознании учащихся: автореф. дис. … кандидата филологических наук. М.: Московский государственный областной универси- тет, 2015. – 103 с.
6. Гимаев Я.А. Родина как объект исследования в отечественной лингвистической науке конца XX - начала XXI вв. // Рациональное и эмоциональное в языке и в речи: грамматические категории и лексические единицы: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МГОУ, 2014. - С. 124-129.
7. Гимаев Я.А. Формирование концепта Родина в сознании школьников // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: Сб. науч. тр.: вып. 4 / сост., отв. ред. Т.В. Симашко. -М.; Архангельск, 2013. - С. 453-456.
8. Гимаев Я.А. Понятийная составляющая «красота родины» в структуре концепта родина (на примере школьных учебных текстов по литературе) // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». - № 2. - 2014. - М.: Изд-во МГОУ. С. 73-77.
9. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 2015. - 397 с.
10. Ермакова Н.В. Параллелизм концепта «ДЕНЬГИ» в русской и фран- цузской паремиологии // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2016. - № 10(18) – С. 13.19.
11. Маслова В. А. Лингвокультурология. - М.: Академия, 2015. - 208 с.
12. Тарасов Е. Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира. — М., 2012. - С. 24—32.
13. Телия В.Н. Язык. Семиотика. Культура – М.: Школа «Языки русской культуры», 2014. – 288 с.
14. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово, 2015. – 258 с.
15. Фрумкина, P.M. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога Текст. / P.M. Фрумкина// Научно-техническая информация. Серия 2. – 2012. – № 3. – С. 3 – 29.
2. Ангелова М.М. «Концепт» в современной лингвокультурологии / М.М. Ангелова // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сборник научных трудов. Выпуск 3. – М., 2013. – С. 3–10.
3. Воркачев С. Г. Идея патриотизма в русской гражданской лирике // Русская литература в формировании современной языковой личности. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 123-131.
4. Воркачев С. Г. Слово «Родина»: значимостные составляющая лингвоконцепта // Язык, коммуникация и социальная среда. – Воронеж: ВГУ, 2006. – С. 26-36. 5. РАС 2002. – Русский ассоциативный словарь. – М., 2002. – Т. 1. – С. 23-29.
5. Гимаев Я. А. Актуализация концепта родина в школьных учебни- ках по литературе и в массовом сознании учащихся: автореф. дис. … кандидата филологических наук. М.: Московский государственный областной универси- тет, 2015. – 103 с.
6. Гимаев Я.А. Родина как объект исследования в отечественной лингвистической науке конца XX - начала XXI вв. // Рациональное и эмоциональное в языке и в речи: грамматические категории и лексические единицы: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МГОУ, 2014. - С. 124-129.
7. Гимаев Я.А. Формирование концепта Родина в сознании школьников // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: Сб. науч. тр.: вып. 4 / сост., отв. ред. Т.В. Симашко. -М.; Архангельск, 2013. - С. 453-456.
8. Гимаев Я.А. Понятийная составляющая «красота родины» в структуре концепта родина (на примере школьных учебных текстов по литературе) // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». - № 2. - 2014. - М.: Изд-во МГОУ. С. 73-77.
9. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 2015. - 397 с.
10. Ермакова Н.В. Параллелизм концепта «ДЕНЬГИ» в русской и фран- цузской паремиологии // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2016. - № 10(18) – С. 13.19.
11. Маслова В. А. Лингвокультурология. - М.: Академия, 2015. - 208 с.
12. Тарасов Е. Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира. — М., 2012. - С. 24—32.
13. Телия В.Н. Язык. Семиотика. Культура – М.: Школа «Языки русской культуры», 2014. – 288 с.
14. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово, 2015. – 258 с.
15. Фрумкина, P.M. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога Текст. / P.M. Фрумкина// Научно-техническая информация. Серия 2. – 2012. – № 3. – С. 3 – 29.
Материалы, размещаемые в каталоге, с согласия автора, могут использоваться только в качестве дополнительного инструмента для решения имеющихся у вас задач,
сбора информации и источников, содержащих стороннее мнение по вопросу, его оценку, но не являются готовым решением.
Пользователь вправе по собственному усмотрению перерабатывать материалы, создавать производные произведения,
соглашаться или не соглашаться с выводами, предложенными автором, с его позицией.
Тема: | Концепт «Родина» в языковой картине мира учащихся (на материале УМК по русскому языку) |
Артикул: | 9105859 |
Дата написания: | 17.10.2022 |
Тип работы: | Курсовая работа |
Предмет: | Филология |
Оригинальность: | Антиплагиат.ВУЗ — 71% |
Количество страниц: | 35 |
Скрин проверки АП.ВУЗ приложен на последней странице.
Файлы артикула: Концепт «Родина» в языковой картине мира учащихся (на материале УМК по русскому языку) по предмету филология
Пролистайте "Концепт «Родина» в языковой картине мира учащихся (на материале УМК по русскому языку)" и убедитесь в качестве
После покупки артикул автоматически будет удален с сайта до 23.12.2024
Посмотреть остальные страницы ▼
Честный антиплагиат!
Уникальность работы — 71% (оригинальный текст + цитирования, без учета списка литературы и приложений), приведена по системе Антиплагиат.ВУЗ на момент её написания и могла со временем снизиться. Мы понимаем, что это важно для вас, поэтому сразу после оплаты вы сможете бесплатно поднять её. При этом текст и форматирование в работе останутся прежними.
Гарантируем возврат денег!
Качество каждой готовой работы, представленной в каталоге, проверено и соответствует описанию. В случае обоснованных претензий мы гарантируем возврат денег в течение 24 часов.
Утром сдавать, а работа еще не написана?
Через 30 секунд после оплаты вы скачаете эту работу!
Сегодня уже купили 11 работ. Успей и ты забрать свою пока это не сделал кто-то другой!
ПРЕДЫДУЩАЯ РАБОТА
Разработка проекта по внедрению мобильного приложения в туристической компании ООО «География»
СЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА
Организация педагогического исследования по развитию ручного труда у детей дошкольного возраста