Введение 3
I. Теоретические основы логопедической работы по обучению младших школьников с ЗПР рассказыванию по картинкам 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР 7
1.2. Обучение рассказыванию по картинкам как средство развития связной речи младших школьников с ЗПР 10
1.3. Методы и приемы логопедической работы по обучению рассказыванию по картинкам младших школьников с ЗПР 17
II. Экспериментальное исследование по проведению логопедической работы по обучению рассказыванию по картинкам младших школьников с задержкой психического развития 25
2.1. Организация и методики экспериментального исследования 25
2.2. Программа логопедической работы по обучению рассказыванию по картинкам младших школьников с задержкой психического развития 28
2.3. Обобщение результатов экспериментального исследования 31
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование работы обучению рассказыванию по картинкам младших школьников с ЗПР ……………………………………………………………………..45
Приложение 2. Конспекты логопедических занятий с младшими школьниками с ЗПР 46
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) крайне нуждаются в целенаправленном обучении связной речи, поскольку это влияет на развитие познавательной деятельности, коммуникативных навыков и на совершенствование устной речи, что повышает уровень общего развития таких детей. Нервная система и психика детей в младшем школьном возрасте еще очень пластична и восприимчива к обучению, поэтому логопедическая коррекционно-образовательная работа, проводимая в этот период жизни, может привести к значительной динамике в развитии, что повлияет на всю дальнейшую жизнь и успешность социальной адаптации ребенка. Одним из эффективных средств логопедической работы по развитию связной речи у младших школьников с ЗПР является ее организация в интересной для детей, занимательной форме, и здесь большими возможностями обладает обучение рассказыванию по сюжетным картинкам, т. к. здесь присутствуют два компонента: один из них обучающий, а другой – игровой, вызывающий и и повышающий интерес у детей к занятию, позволяющий получить положительные эмоции, снизить утомление и получить необходимые знания и навыки.
Цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить методы и приемы логопедической работы по обучению рассказыванию по картинкам, способствующие развитию связной монологической речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников с ЗПР рассказыванию по сюжетным картинкам.
Предмет – методы и приемы логопедической работы по обучению младших школьников с ЗПР рассказыванию по сюжетным картинкам.
В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой логопедическая работа по развитию у младших школьников с ЗПР связной речи посредством обучения рассказыванию по сюжетным картинкам будет более эффективной, если:
- обоснованы психолого-педагогические особенности и специфика развития связной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
- выявлены методы и приемы логопедической работы по обучению рассказыванию по картинкам младших школьников с ЗПР;
- разработана и апробирована программа логопедической работы по обучению рассказыванию по картинкам младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Обосновать психолого-педагогические особенности и специфику развития связной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
2. Выявить методы и приемы логопедической работы по обучению рассказыванию по картинкам младших школьников с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать программу логопедической работы по обучению рассказыванию по картинкам младших школьников с ЗПР.
' .
Логопедическая работа по обучению рассказывания по картинкам младших школьников с ЗПР #1510171
Артикул: 1510171
- Предмет: Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития и умственной отсталостью
- Уникальность: 78% (Антиплагиат.ВУЗ)
- Разместил(-а): 541 Юлия в 2023 году
- Количество страниц: 53
- Формат файла: docx
1 990p.
1. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/09/22/adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-0
2. Антипина, А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития / А.Н. Антипина // Начальная школа. – 1993. – С.60-61.
3. Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога / Н.В. Бабктина. – М. : Школьная Пресса, 2006. – 36 с.
4. Баряева, Л.Б. Развитие связной речи детей с интеллектуальной недостаточностью: модели обучения: учеб.-метод. пособие / Л.Б. Баряева, И. Н. Лебедева. – СПб. : СПбАППО, 2015. - 91 с.
5. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. Пособие / Л.Н. Блинова. – М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2004. – 136 с.
6. Бордунова, А.Н. Развитие связной речи старших младших школьников в процессе рассказывания по серии сюжетных картин / А.Н. Бордунова, Н.А. Билянина // Матрица научного познания. – 2021. – № 10-1. – С. 110-112.
7. Власова, Т. А. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей / Т. А. Власова // Хрестоматия по теории и методике развития речи. –
М. : Академия, 2012. – С. 403-405.
8. Данилова, Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития / Л.А. Данилова. – С-Пб. : Детство-Пресс, 2017. – 204 с.
9. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А.Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М. : Академия: 2018. – 177 с.
10. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. И.М. Гилевич. — М. : Владос, 2007. – 167 с.
11. Дорофеева, С.Е. Коррекция нарушений речи у младших школьников // Библиотека логопеда. Приложение к журналу логопед / С.Е. Дорофеева. – 2019. – №3. – 88 с.
12. Елецкая, Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. – [Электронный ресурс] / Е.В. Елецкая. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-metodik-obucheniya-rasskazyvaniyu-po-kartine-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi.
13. Ерастов, Л. П. Культура связной речи / Л. П. Ерастов. – М. : АРКТИ, 2013. – 268 с.
14. Жамойда, Л.Н. Формирование навыков подробного пересказа текста у младших школьников с общим недоразвитием речи / Л.Н. Жемойда. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/591856.
15. Захарова, А.А. Обучение младших школьников составлению связного устного высказывания: диссертация на соискание учебной степени кандидата педагогических наук / А.А. Захарова. – Рязань, 2004. – 144 с.
16. Кедровских, Е.В. Формирование связной речи у старших младших школьников с задержкой психического развития с использованием сюжетных картин / Е.В. Кедровских // Инновационные тенденции модернизации педагогического образования в условиях глобализации. Сборник материалов Международного научно-практического форума. Под редакцией Д.Н. Корнеева, Н.Ю. Корнеевой, М.В. Кожевникова, И.В. Лапчинской. – 2022. – С. 251-255.
17. Кисамеденова, Х.Г. Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию по картине и серии сюжетных картинок // Х.Г.Кисамеденова // Педагогическое и психологическое образование: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 128-130.
18. Ковалёва, Е.В. Организация логопедической работы по формированию связной речи у детей с ЗПР / Е.В. Ковалёва // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2019. – № 6-1. – С. 50-54.
19. Корнева, А.А. Развитие речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР) / А.А. Корнева // Актуальные проблемы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях. ООО «Ар-Консалт». – 2018. – С. 71-72.
20. Лалаева, Р. И. Нарушение речи у детей с ЗПР / Р. И. Лалаева. – СПб. : Питер, 2005. – 188 с.
21. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Альманах. – 2015. – № 9. –С.81-85.
22. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2013. – 426 с.
23. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф.Марковская. – М. : Академия, 2005. – 423 с
24. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. / В.Б. Никишина. – М. : Владос, 2003. – 128 с.
25. Обучение детей с ЗПР: Пособие для учителей / Под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск, 1994. – 420 с.
26. Пашова, А.Н. Принципы и методы логопедической работы по коррекции устной речи у учащихся младших классов с ЗПР / А.Н.Пашова // Школьная педагогика. – 2021. – № 2 (21). – С. 1-4.
27. Сницарь, Е.Н. Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР) / Е.Н. Сницарь, М.С.Попова // Теория и практика образования в современном мире. Материалы VI Международной научной конференции. – 2014. – С. 150-152.
28. Сухенко, А.В. Обзор методик обучения рассказыванию по картине старших младших школьников с общим недоразвитием речи / А.В. Сухенко. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-s-detmi-s-zaderzhkoy.
29. Терентьева, М.П. Развитие речи у младших школьников с ЗПР / М.П. Терентьева // Медработник дошкольного образовательного учреждения. – 2018. – № 1. – С. 76-80.
30. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева, под ред. Ф.А. Сохина. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с.
31. Ткаченко, Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. – М. : Владос, 2013. – 47 с.
32. Ульенкова, У.В. Дети с ЗПР / У.В. Ульенкова. – Н. Новгород, 2004. – 456 с.
33. Фатихова, Л.Ф. Обучение рассказыванию детей с задержкой психического развития / Л.Ф. Фатихова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-rasskazyvaniyu-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=444229 (дата обращения: 24.04.2023).
35. Федянина, Е.В. Рекомендации по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе рассказывания по сюжетной картинке в условиях реализации ФГОС ДО / Е.В.Федянина // Наука в современном мире. Сборник научных трудов. Научный редактор В.И. Спирина. – Москва, 2018. – С. 92-95.
36. Цыпина, Н.А. Дети с задержкой психического развития / Н.А. Цыпина. – М. : Асаdеmiа, 2014. – 256 с.
37. Черепкова, Н.А. Особенности логопедической работы с детьми с задержкой психического развития / Н.А. Черепкова // Science Time. – 2014. –№3. – С.41-44.
38. Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / С.Г. Шевченко. – М. : Школьная Пресса, 2014. – 96 с.
2. Антипина, А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития / А.Н. Антипина // Начальная школа. – 1993. – С.60-61.
3. Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога / Н.В. Бабктина. – М. : Школьная Пресса, 2006. – 36 с.
4. Баряева, Л.Б. Развитие связной речи детей с интеллектуальной недостаточностью: модели обучения: учеб.-метод. пособие / Л.Б. Баряева, И. Н. Лебедева. – СПб. : СПбАППО, 2015. - 91 с.
5. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. Пособие / Л.Н. Блинова. – М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2004. – 136 с.
6. Бордунова, А.Н. Развитие связной речи старших младших школьников в процессе рассказывания по серии сюжетных картин / А.Н. Бордунова, Н.А. Билянина // Матрица научного познания. – 2021. – № 10-1. – С. 110-112.
7. Власова, Т. А. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей / Т. А. Власова // Хрестоматия по теории и методике развития речи. –
М. : Академия, 2012. – С. 403-405.
8. Данилова, Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития / Л.А. Данилова. – С-Пб. : Детство-Пресс, 2017. – 204 с.
9. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А.Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М. : Академия: 2018. – 177 с.
10. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. И.М. Гилевич. — М. : Владос, 2007. – 167 с.
11. Дорофеева, С.Е. Коррекция нарушений речи у младших школьников // Библиотека логопеда. Приложение к журналу логопед / С.Е. Дорофеева. – 2019. – №3. – 88 с.
12. Елецкая, Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. – [Электронный ресурс] / Е.В. Елецкая. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-metodik-obucheniya-rasskazyvaniyu-po-kartine-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi.
13. Ерастов, Л. П. Культура связной речи / Л. П. Ерастов. – М. : АРКТИ, 2013. – 268 с.
14. Жамойда, Л.Н. Формирование навыков подробного пересказа текста у младших школьников с общим недоразвитием речи / Л.Н. Жемойда. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/591856.
15. Захарова, А.А. Обучение младших школьников составлению связного устного высказывания: диссертация на соискание учебной степени кандидата педагогических наук / А.А. Захарова. – Рязань, 2004. – 144 с.
16. Кедровских, Е.В. Формирование связной речи у старших младших школьников с задержкой психического развития с использованием сюжетных картин / Е.В. Кедровских // Инновационные тенденции модернизации педагогического образования в условиях глобализации. Сборник материалов Международного научно-практического форума. Под редакцией Д.Н. Корнеева, Н.Ю. Корнеевой, М.В. Кожевникова, И.В. Лапчинской. – 2022. – С. 251-255.
17. Кисамеденова, Х.Г. Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию по картине и серии сюжетных картинок // Х.Г.Кисамеденова // Педагогическое и психологическое образование: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 128-130.
18. Ковалёва, Е.В. Организация логопедической работы по формированию связной речи у детей с ЗПР / Е.В. Ковалёва // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2019. – № 6-1. – С. 50-54.
19. Корнева, А.А. Развитие речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР) / А.А. Корнева // Актуальные проблемы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях. ООО «Ар-Консалт». – 2018. – С. 71-72.
20. Лалаева, Р. И. Нарушение речи у детей с ЗПР / Р. И. Лалаева. – СПб. : Питер, 2005. – 188 с.
21. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Альманах. – 2015. – № 9. –С.81-85.
22. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2013. – 426 с.
23. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф.Марковская. – М. : Академия, 2005. – 423 с
24. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. / В.Б. Никишина. – М. : Владос, 2003. – 128 с.
25. Обучение детей с ЗПР: Пособие для учителей / Под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск, 1994. – 420 с.
26. Пашова, А.Н. Принципы и методы логопедической работы по коррекции устной речи у учащихся младших классов с ЗПР / А.Н.Пашова // Школьная педагогика. – 2021. – № 2 (21). – С. 1-4.
27. Сницарь, Е.Н. Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР) / Е.Н. Сницарь, М.С.Попова // Теория и практика образования в современном мире. Материалы VI Международной научной конференции. – 2014. – С. 150-152.
28. Сухенко, А.В. Обзор методик обучения рассказыванию по картине старших младших школьников с общим недоразвитием речи / А.В. Сухенко. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-s-detmi-s-zaderzhkoy.
29. Терентьева, М.П. Развитие речи у младших школьников с ЗПР / М.П. Терентьева // Медработник дошкольного образовательного учреждения. – 2018. – № 1. – С. 76-80.
30. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева, под ред. Ф.А. Сохина. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с.
31. Ткаченко, Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. – М. : Владос, 2013. – 47 с.
32. Ульенкова, У.В. Дети с ЗПР / У.В. Ульенкова. – Н. Новгород, 2004. – 456 с.
33. Фатихова, Л.Ф. Обучение рассказыванию детей с задержкой психического развития / Л.Ф. Фатихова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-rasskazyvaniyu-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=444229 (дата обращения: 24.04.2023).
35. Федянина, Е.В. Рекомендации по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе рассказывания по сюжетной картинке в условиях реализации ФГОС ДО / Е.В.Федянина // Наука в современном мире. Сборник научных трудов. Научный редактор В.И. Спирина. – Москва, 2018. – С. 92-95.
36. Цыпина, Н.А. Дети с задержкой психического развития / Н.А. Цыпина. – М. : Асаdеmiа, 2014. – 256 с.
37. Черепкова, Н.А. Особенности логопедической работы с детьми с задержкой психического развития / Н.А. Черепкова // Science Time. – 2014. –№3. – С.41-44.
38. Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / С.Г. Шевченко. – М. : Школьная Пресса, 2014. – 96 с.
Материалы, размещаемые в каталоге, с согласия автора, могут использоваться только в качестве дополнительного инструмента для решения имеющихся у вас задач,
сбора информации и источников, содержащих стороннее мнение по вопросу, его оценку, но не являются готовым решением.
Пользователь вправе по собственному усмотрению перерабатывать материалы, создавать производные произведения,
соглашаться или не соглашаться с выводами, предложенными автором, с его позицией.
Тема: | Логопедическая работа по обучению рассказывания по картинкам младших школьников с ЗПР |
Артикул: | 1510171 |
Дата написания: | 12.09.2023 |
Тип работы: | Курсовая работа |
Предмет: | Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития и умственной отсталостью |
Оригинальность: | Антиплагиат.ВУЗ — 78% |
Количество страниц: | 53 |
Файлы артикула: Логопедическая работа по обучению рассказывания по картинкам младших школьников с ЗПР по предмету логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития и умственной отсталостью
Пролистайте "Логопедическая работа по обучению рассказывания по картинкам младших школьников с ЗПР" и убедитесь в качестве
После покупки артикул автоматически будет удален с сайта до 21.02.2025
Посмотреть остальные страницы ▼
Честный антиплагиат!
Уникальность работы — 78% (оригинальный текст + цитирования, без учета списка литературы и приложений), приведена по системе Антиплагиат.ВУЗ на момент её написания и могла со временем снизиться. Мы понимаем, что это важно для вас, поэтому сразу после оплаты вы сможете бесплатно поднять её. При этом текст и форматирование в работе останутся прежними.
Гарантируем возврат денег!
Качество каждой готовой работы, представленной в каталоге, проверено и соответствует описанию. В случае обоснованных претензий мы гарантируем возврат денег в течение 24 часов.
Утром сдавать, а работа еще не написана?
Через 30 секунд после оплаты вы скачаете эту работу!
Сегодня уже купили 65 работ. Успей и ты забрать свою пока это не сделал кто-то другой!
ПРЕДЫДУЩАЯ РАБОТА
Самоменеджмент руководителя организации (на примере ООО "Салон Автоград")
СЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА
Выполнить кейсы: Кейс 1. Ваш хороший друг решил открыть интернет-магазин одежды... Кейс 2. Задача: выбрать продукт, создать блог, написать...