Музейная педагогическая концепция Зеленко и ее использование в современных практиках детских музеев (на примере детского музея г. Ноябрьска) #1306229

Артикул: 1306229
2 970p.
Оплатите артикул одним из 20 способов и сразу скачайте.
После оплаты он автоматически будет удален с сайта.
Никто кроме вас не сможет посмотреть его до 21.02.2025
Введение 3
1.Развитие музейной педагогики в деятельности А.У.Зеленко 10
1.1.Основы музейной педагогики 10
1.2.Возникновение детских музеев в России в 1900-1930-е гг. 18
1.3. Проект Детского музея А.У.Зеленко 26
2.Ноябрьский детский музей 35
2.1.Музейная педагогика в детских музеях 35
2.2.Возникновение Ноябрьского детского музея 41
2.3.Особенности деятельности Ноябрьского детского музея 44
Заключение 55
Список использованной литературы 58

... В период становления музейной педагогики как научной дисциплины их взгляды, обогащенные сформировавшейся к концу 1980-х годов концепцией нового педагогического мышления, в основе которого лежали идеи гуманизации и гуманитаризации образования через обращение к мировой культуре, истории, духовным ценностям, стали особенно актуальными.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе (М.Ю.Юхневич, Б.А. Столяров, А.Г. Бойко, О.А. Ботякова и др.) . Несмотря на утверждение идей дифференцированного подхода к различным категориям посетителей, основное внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на детской и подростковой аудитории . Ведущей тенденцией музейной педагогики становится в этой связи переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителем к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре.
Поскольку музейная педагогика стала учебной дисциплиной, то были созданы и учебные пособия по музейной педагогике (Б.А.Столяров, Г.П.Долженко, Б.В.Емельянов и др.) .
Эмпирической базой исследования стал сайт Ноябрьского детского музея, на котором содержится основная информация по основам деятельности этого учреждения . Исследований, посвященных музею в Ноябрьске, практически нет . Немногочисленные аналитические материалы касаются, в основном, концепции развития музея, его структуры, повседневной работы. Упоминает о Ноябрьском музее Б.А. Столяров, высказывая сомнение в попытке музея совместить педагогические задачи, которые ставит перед собой данный музей и реальность самого учреждения, в котором опираются «не на подлинник, а на любой предмет, коль скоро он служит образованию, то есть развитию личности» . Следствием является «второстепенное значение (вплоть до полного) отсутствия функций хранения и научного исследования коллекции. Их может просто не быть в этом своеобразном музее, фонды которого формируются не столько по традиционным законам и правилам коллекционирования, сколько с целью решения образовательных задач с ориентацией на детскую и семейную аудиторию» . Несомненно, опасность превалирования педагогических функций над музейными, существует. Музей в Ноябрьске пытается решать эту проблему.
Также основой исследования стали материалы о жизни и деятельности А.У.Зеленко. Александр Устинович Зеленко - выдающийся педагог, один из организаторов первых внешкольных учреждений в России, автор идеи и проекта Детского Дворца (Дворца-Музея ребенка). С 1903 по 1904 год он провел в США, где познакомился с постановкой воспитания и обучения детей и деятельностью сеттльментов, созданных с целью проведения просветительной работы. В русле широко распространенных в начале XX века идей свободного воспитания (культ свободы личности, самообразования и т. д.) по инициативе А.У. Зеленко было создано общество «Сетлемент» - нечто вроде поселка для детей и подростков, с входящими в его состав мастерскими - слесарной, столярной и швейной. В середине 1920-х годов А.У. Зеленко снова побывал за границей, изучая опыт внешкольных форм обучения и воспитания в США, в Европе (Англии, Германии) и Японии. Изученный опыт и личные впечатления легли в основу книг «Детские музеи в Северной Америке» и «Сельские клубы молодёжи в Северной Америке», изданных в 1926 году в Москве. Через год вышла его книга «Школьный музей». Детский музей, как полагал Зеленко, должен служить маленьким посетителям так же, как обычный музей – взрослым. Зеленко создал методику деятельности детского музея, заложил основы музейной педагогики. Среди исследователей жизни и деятельности А.У.Зеленко можно назвать Л.М.Шляхтину, Е.Н.Мастеницу .
Источниками исследовательской деятельности А.У.Зеленко являются его труды ., которые во многом служат методикой создания детских музеев в России по сей день.
В целом можно отметить немногочисленность исследований о жизни и деятельности А.У.Зеленко, идеи которого еще требуют дальнейшего изучения.
Структура исследования: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список использованной литературы.
1. Альварес Д. Детский музей в Каракасе // Museum. - 1986. - № 150.
2. Анциферов Н.П. Теория и практика экскурсий по обществоведению. - Л., 1926.
3. Бакушинский А.В. Исторические экскурсии как способ углубления и повторения учебного курса// Бакушинский А.В. Исследования и статьи. - М., 1981.
4. Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. - М., 1973.
5. Бойко А.Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности: учеб. пособие для вузов. – М.: М-во образования и науки РФ, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена [и др.]. - СПб.: НП-Принт, 2007. - 135 с.
6. Босх Ж.В. Музеон: Новые перспективы // Museum. - 1987. - № 155.
7. Боч Г.Н. Почвенные экскурсии школьного типа. - П., 1922.
8. В музее детской книги // Детская литература. - 1935. - № 5.
9. В музее пропаганды детской книги // Детская литература. - 1935. - № 2
10. Величкина Г. Сказка в музее // Мир музея. - 1994. - № 6.
11. Волина В. Дети и книга // Советский музей. - 1938. - № 9.
12. Гильмутдинова Г.М. Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики (зарубежный и отечественный опыт)// Сайт Института истории им. Ш. Марджани АН РТ: http://www.tataroved.ru/institut/
13. Гревс И.М. К теории и практике «Экскурсий» как орудия научного изучения истории в университетах. - СПб, 1910. - 56 с.
14. Детский музей - пространство педагогического эксперимента // Ребенок в музее (Социологический и психолого-педагогический аспекты) / Рос. ин-т культурологии. - М., 1993. - (Музееведение). - Гл. 4.
15. Детский музей // Полунина Н., Фролов А. Основатели: Российские просветители. - М., 1990.
16. Детский музей города Ноябрьска: Концепция развития / Науч. ред. Н.А.Никишин. - Ноябрьск; Москва, 1997.
17. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие (Серия «Туризм и сервис»). - М.; Ростов н/Д, 2005.
18. Дурылина С.Н. Музей детского труда // Свободное воспитание. - 1907-1908. - № 2.
19. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. - М., 2007.
20. Зеленко А. У. Детские музеи в Северной Америке. - М., 1926.
21. Зеленко А.У. Детский музей // Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.Г. Калашникова. – Т. 2. – М., 1928.
22. Зеленко А.У. Школьные музеи. - М., 1927.
23. Иванова Е., Калугина Т. Музей и дети: зарубежный опыт // Творчество. - 1986. - № 4.
24. Киричко Н.С. Детский музей в Бруклине // Изв. Мос. гор. Думы. Отдел общий. - 1915. - № 7-8.
25. Кольб П.Л. Детский музей в США. Факты, интерпретация, методы посредничества: К вопросу о сравнительной музейной педагогике: (Реф.). - М., 1986. - (Музейное дело и охрана памятников / ГБЛ. НИО Информкультура).
26. Макарова Н.Г. Детские музеи Америки: история и современность // Музейная педагогика за рубежом: работа музеев с детской аудиторией / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Сост. и ред. М.Ю. Юхневич. - М., 1997.
27. Макарова Н.Г. Проект «ДОМ: Детский Открытый Музей в Москве» // Междунар. музейно-пед. семинар «Здравствуй, музей!» / Гос. Рус. музей. С.-Петербург. Гос. ун-т пед. мастерства. - СПб., 1995.
28. Макарова Н.П. Семья в Детском музее г. Ноябрьска // Ориентиры культурной политики: Информ. вып. № 4 / М-во культуры РФ. Рос. ин-т переподгот. работников искусства, культуры и туризма. Гл. ИВЦ. - М., 1997.
29. Макарова-Таман Н.Г., Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Детские музеи в России и за рубежом. М., 2001.
30. Мастеница Е.Н. Детский музей как лейтмотив педагогической деятельности А.У. Зеленко // Исторические персоналии: мотивировка и мотивации поступков. Материалы Всерос. научной конф. 16-17 дек. 2002 г. С-Петербург / Под ред. С. Н. Полторака. – СПб.: Нестор, 2002 – С. 164-169.
31. Медведева Е.Б. Германия - страна детских музеев // Вестник Ассоциации «ОТКРЫТЫЙ МУЗЕЙ». - 1999. - № 1-2.
32. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина / Культурно-образовательная деятельность музеев. - М., 1997. - С.102-105.
33. Межлумян К.С. Центр детского творчества в Ереване // Museum. - 1984. - № 144.
34. Мексин Я.П. Октябрьская выставка в Музее детской книги // Советский музей. - 1937. - № 9-10.
35. Мексин Я.П. Из опыта музейно-выставочной работы с детьми (по материалам базы пропаганды детской книги при Музее по народному образованию) // Сов. музей. - 1932. - № 2.
36. Музееведение. Музеи мира. – М., 1991.
37. Музей и общество. Проблемы взаимодействия: Сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Вып.3. - М., 2001.
38. Музей игрушки: об игрушке, кукольном театре, начатках труда и знаний и о книге для ребенка /Сост.: Н. Бартрам, Е. Овчинникова. - Л., 1928.
39. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.
40. Музейная педагогика за рубежом: Работа музеев с детской аудиторией // Серия электронных изданий MUSEUM PRO. Вып. 5.0. М., 1997. – 72 с. // www.museum.ru/future/lmp/web/archive/m-pro_5.pdf.
41. Нагорский Н.В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика. - 2005. - №4. - С.27-34.
42. Нагорский Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. - 2005. - № 5. - С.3-12.
43. Никонова А. А. Амбивалентность музейного просветительства // Музейный просвет. СПб., 2009. С. 155.
44. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мире культуры. - М., 2002.
45. Петровская Н.А. Детский исторический музей в Петербурге // Ориентиры культурной политики: Информ. вып. № 4 / М-во культуры РФ. Рос. ин-т переподгот. работников искусства, культуры и туризма. Гл. ИВЦ. - М., 1997.
46. Работа с посетителями в музее. Методическое пособие. №1. - Ноябрьск, 2008. – 62 с.
47. Разгон А.М. Некоторые направления научных исследований деятельности школьных музеев // Коммунистическое воспитание учащихся музейными средствам / НИИ культуры. – М., 1983. – (Сб. науч. тр.; № 122).
48. Райков Б.Е. Методика и техника ведения экскурсий. - П., 1921.
49. Рашитова Р. С. Детский музей (к истории вопроса) // Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика практика. Сб. науч. трудов. /НИИ культуры. М.,1989. С. 71.
50. Розенталь Л.В. Пути изучения музейного зрителя. – М., 1928.
51. Розенталь Л.В. Формы массовой политпросветработы в музее и изучение музейного зрителя (1932) // Музееведческая мысль в России XVIII - XX вв. Сборник документов и материалов. Под ред. Э.А. Шулеповой. - М. «Этерна», 2010. - 960 с.
52. Роль музея в системе общего образования // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2006. - № 2.
53. Российская музейная энциклопедия. - М., 2005.
54. Сотникова С. И. Музеология как междисциплинарное знание // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе. Томск, 2002. С. 9.
55. Столяров Б.А. и др. Основы экскурсионного дела: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. - СПб., 2002.
56. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2004. - 216 с.
57. Тимофеева Л.С. Музейно-педагогические начала в экскурсионных первой трети ХХ века // Вестник КГУКИ. – 2012. - № 3-2. - С.49-52.
58. Шляхтина Л.М., Мастеница Е.Н. Музейно-педагогическая мысль в России. Исторические очерки/ СПб., СПбГУКИ, 2006. С. 210-221.
59. Экскурсионное дело. – 1921. - № 1. - С.204-205
60. Юхневич М.Ю. Детский музей: прошлое и настоящее /Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела) / Сост. И.М. Коссова, ИПРИКТ РФ.- М.,1997. - С.26-31.
61. Юхневич М.Ю. Образовательные музеи (педагогический, школьный, детский). - М., 2007. - 168 с.
62. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие. - М., 2001
Материалы, размещаемые в каталоге, с согласия автора, могут использоваться только в качестве дополнительного инструмента для решения имеющихся у вас задач, сбора информации и источников, содержащих стороннее мнение по вопросу, его оценку, но не являются готовым решением. Пользователь вправе по собственному усмотрению перерабатывать материалы, создавать производные произведения, соглашаться или не соглашаться с выводами, предложенными автором, с его позицией.
Тема: Музейная педагогическая концепция Зеленко и ее использование в современных практиках детских музеев (на примере детского музея г. Ноябрьска)
Артикул: 1306229
Дата написания: 01.06.2015
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Музейная педагогика. Музеология
Оригинальность: Антиплагиат.ВУЗ — 87%
Количество страниц: 64
Скрин проверки АП.ВУЗ приложен на последней странице.

Работа представлена на примере детского музея г. Ноябрьска
А ты умеешь выполнять такие работы?

Файлы артикула: Музейная педагогическая концепция Зеленко и ее использование в современных практиках детских музеев (на примере детского музея г. Ноябрьска) по предмету музейная педагогика. музеология

Пролистайте "Музейная педагогическая концепция Зеленко и ее использование в современных практиках детских музеев (на примере детского музея г. Ноябрьска)" и убедитесь в качестве

После покупки артикул автоматически будет удален с сайта до 21.02.2025
Дипломная — Музейная педагогическая концепция Зеленко и ее использование в современных практиках детских музеев (на — 1
Дипломная — Музейная педагогическая концепция Зеленко и ее использование в современных практиках детских музеев (на — 2
Дипломная — Музейная педагогическая концепция Зеленко и ее использование в современных практиках детских музеев (на — 3
Дипломная — Музейная педагогическая концепция Зеленко и ее использование в современных практиках детских музеев (на — 4
Дипломная — Музейная педагогическая концепция Зеленко и ее использование в современных практиках детских музеев (на — 5
Дипломная — Музейная педагогическая концепция Зеленко и ее использование в современных практиках детских музеев (на — 6
Посмотреть остальные страницы ▼
Честный антиплагиат! Честный антиплагиат!
Уникальность работы — 87% (оригинальный текст + цитирования, без учета списка литературы и приложений), приведена по системе Антиплагиат.ВУЗ на момент её написания и могла со временем снизиться. Мы понимаем, что это важно для вас, поэтому сразу после оплаты вы сможете бесплатно поднять её. При этом текст и форматирование в работе останутся прежними.
Гарантируем возврат денег! Гарантируем возврат денег!
Качество каждой готовой работы, представленной в каталоге, проверено и соответствует описанию. В случае обоснованных претензий мы гарантируем возврат денег в течение 24 часов.

Утром сдавать, а работа еще не написана?

Утром сдавать, а работа еще не написана?
Через 30 секунд после оплаты вы скачаете эту работу!
Сегодня уже купили 9 работ. Успей и ты забрать свою пока это не сделал кто-то другой!