Особенности формирования пространственного восприятия у младших школьников с задержкой психического развития #1510305

Артикул: 1510305
  • Предмет: Дефектология
  • Уникальность: 60% (Антиплагиат.ВУЗ)
  • Разместил(-а): 541 Юлия в 2024 году
  • Количество страниц: 111
  • Формат файла: docx
2 770p. 4 000p. Только 16.09.2024
Оплатите артикул одним из 20 способов и сразу скачайте.
После оплаты он автоматически будет удален с сайта.
Никто кроме вас не сможет посмотреть его до 15.12.2024
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Развитие пространственных представлений у детей младшего школьного возраста в норме 7
1.2. Особенности пространственных представлений у младших школьников с задержкой психического развития 13
1.3. Анализ основных подходов к формированию пространственных представлений у младших школьников с задержкой психического развития 20
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 30
2.1. Организация, этапы и методы исследования уровня сформированности пространственных представлений у младших школьников с задержкой психического развития 30
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования 33
Выводы по главе 2 38
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 40
3.1 Содержание и структура коррекционной программы 40
3.2 Результаты контрольного этапа эксперимента после проведения коррекционной программы 45
3.3 Рекомендации для родителей по формированию пространственного восприятия у младших школьников с задержкой психического развития 52
Выводы по главе 3 57
Заключение 59
Список литературы 63
Приложения 69
Приложение 1
Методика «Определение пространственных отношений между предметами» (М.Г. Аббасов)
Приложение 2
Методика диагностики вербализации пространственных представлений
(по Н.Я. Семаго и М.М. Семаго)
Приложение 3
Ориентировка в схеме собственного тела (С.Д. Забрамная)
Приложение 4
Методика Практическая ориентировка на листе бумаги (автор –Л.И. Плаксина)
Приложение 5
Конспекты занятий по программе «Шаг за шагом: осваиваем пространство, развиваем восприятие»
Приложение 6
Сводный протокол по результатам констатирующей диагностики
Сводный протокол по результатам контрольной диагностики после формирующего этапа
Приложение 7
Индивидуальные протоколы по результатам диагностики

Актуальность исследования обусловлена важной ролью сформированного пространственного восприятия у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) для их образования, а также социальной адаптации детей в повседневной жизни. Несформированность навыков пространственного восприятия может существенно затруднить успешное освоение различных учебных дисциплин, таких как математика и геометрия, а также повлиять на развитие моторики и овладение письмом. С другой стороны, благоприятное развитие пространственного восприятия способствует формированию когнитивных функций, воображения, абстрактного мышления, что важно для усвоения школьной программы. Уверенность в своих действиях, которую приносит успешное пространственное ориентирование, положительно влияет на эмоциональное благополучие и самооценку детей.
Цель исследования: на основе изучения особенностей пространственного восприятия у младших школьников с задержкой психического развития разработать и апробировать программу его формированию пространственного восприятия у детей ЗПР.
Объект исследования: пространственное восприятие у младших школьников.
Предмет исследования: формирование пространственного восприятия детей с задержкой психического развития.
Гипотеза: развитие у младших школьников с задержкой психического развития пространственного восприятия будет успешным при условиях, если:
– будет выявлен уровень развития пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с ЗПР;
– в условиях образовательной организации будет проводиться целенаправленная и планомерная работа по развитию пространственных представлений у младших школьников с ЗПР в форме комплекса развивающих занятий в рамках внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. На основе анализа теоретических источников выявить особенности развития пространственных представлений у детей младшего школьного возраста в норме.
2. Определить особенности формирования пространственных представлений у младших школьников с ЗПР. Проанализировать научные подходы к формированию пространственного восприятия у младших школьников с ЗПР.
3. Провести исследование уровня сформированности пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
4. Разработать, апробировать и проверить эффективность программы коррекционной работы по формированию пространственных представлений у младших школьников с задержкой психического развития.
1. Аббасов, М. Г. Развитие практической пространственной ориентировки у учащихся вспомогательной школы : автореферат диссертации на соиск. учен. степени канд. пед. наук / М. Г. Аббасов. – Москва : НИИ дефектологии АПН, 1978. – 19 с. – Текст : непосредственный.
2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Электронный ресурс] / Э. Г. Азимов. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/6306657/ (дата обращения: 15.12.2023). – Текст : электронный.
3. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. – Москва : Просвещение, 2011. – 546 с. – ISBN 978-5-09-014776-2. – Текст : непосредственный.
4. Бабкина, Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития / Н. В. Бабкина // Дефектология. – 2017. – № 5. – С. 40-45. – Текст : непосредственный.
5. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л. Н. Блинова. – Москва : НЦ ЭНАС, 2004. – 136 с. – ISBN 978-5-00029-054-3. – Текст : непосредственный.
6. Борякова, Н. Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития / Н. Ю. Борякова // Коррекционная педагогика. – 2018. – № 2. – С. 29-36. – Текст : непосредственный.
7. Брюховских, Л. А. Принципы коррекционно-педагогической работы с обучающимися с задержкой психического развития на основе компетенстностного подхода / Л. А. Брюховских // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2022. – № 2. – С. 308-323. – Текст : непосредственный.
8. Ватина, Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития: методическое пособие / Е. В. Ватина, Н. Н. Журавлева. – Соликамск : СГПИ, 2020. – 35 с. – ISBN 978-5-00058-104-3. – Текст : непосредственный.
9. Гедгафова, Л. З. Проблема развития познавательных способностей детей с особыми образовательными потребностями / Л. З. Гедгафова, Ж. Д. Башиева // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2015. – № 37. – С. 74-79. – Текст : непосредственный.
10. Герасименко, Е. В. Особенности развития пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития, обучающихся в начальной школе / Е. В. Герасименко // Вестник науки. – Уфа, 2018. – С. 279-284. – Текст : непосредственный.
11. Горячева, Т. Г. Характеристика возрастной динамики пространственных представлений у детей 6–9 лет [Электронный ресурс] / Т. Г. Горячева, О. Н. Макарова. – Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/62377/pno_2013_2_goryacheva.pdf (дата обращения: 26.02.2023). – Текст : электронный.
12. Грицук, О. В. Формирование пространственных представлений у учащихся с ЗПР в первом классе [Электронный ресурс] / О. В. Грицук. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/formirovanie-prostranstvennykh-predstavlenii-u-u-1.html (дата обращения: 06.03.2023). – Текст : электронный.
13. Дунаева, З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития / З. М. Дунаева. – Москва : Советский спорт, 2006. – 144 с. – Текст : непосредственный.
14. Жукова, О. Н. Коррекция пространственного восприятия у младших школьников с когнитивными нарушениями / О. Н. Жукова // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. – 2019. – № 4. – С. 7-11. – Текст : непосредственный.
15. Зайцева, Е. И. Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е. И. Зайцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург, февраль 2021 г. – С. 264-266. – Текст : непосредственный.
16. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия / О. В. Защиринская. – СПб. : Речь, 2003. – 365 с. – ISBN 978-5-9268-0017-0. – Текст : непосредственный.
17. Иванов, М. В. Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии [Электронный ресурс] / М. В. Иванов. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvennye-predstavleniya-pri-normativnom-i-narushennom-razvitii (дата обращения: 19.02.2023). – Текст : электронный.
18. Иванова, Т. Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР / Т. Б. Иванова, В. А. Илюхина, М.А. Кошулько. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2012. – 248 с. – ISBN 978-5-91759-040-9. – Текст : непосредственный.
19. Каплунович, И. Я. О некоторых принципах формирования структуры пространственного мышления / И. Я. Каплунович // Структуры познавательной деятельности: сб. науч. тр. – Владимир, 2013. – с. 96-107. – Текст : непосредственный.
20. Кизилова, Е. В. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития / Е. В. Кизилова, Е. И. Оспищева, М. С. Боровкова // Тенденции и приоритеты развития социально-гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 марта 2022г. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. – С. 67-69. – Текст : непосредственный.
21. Колесников, Е. А. Моделирование на уроках математики как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с ЗПР / Е. А. Колесников // Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. – С. 384-386. – Текст : непосредственный.
22. Кривошей, Е. В. Развитие пространственных представлений младших школьников [Электронный ресурс] / Е. В. Кривошей, Н. М. Кузнецова. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/513391 (дата обращения: 06.03.2023). – Текст : электронный.
23. Крутских, О. В. Особенности сформированности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / О. В. Крутских // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Орехово-Зуево, 2023. – С. 248-251. – Текст : непосредственный.
24. Крюковская, Н. В. Формирование пространственных представлений у учащихся с ЗПР в 1-м классе / Н. В. Крюковская // Нижегородское образование. – 2016. – № 2. – С. 89-95. – Текст : непосредственный.
25. Крюковская, Н. В. Использование нейропедагогического подхода при формировании пространственных представлений у учащихся с ЗПР на уроках математики в 1 классе / Н. В. Крюковская // Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Материалы VIII международного теоретико-методологического семинара. – 2016. – С. 165-172. – Текст : непосредственный.
26. Крюковская, Н. В. Формирование пространственных представлений у учащихся с ЗПР в 1-м классе / Н. В. Крюковская // Нижегородское образование. – 2021. – № 2. – С. 89-95. – Текст : непосредственный.
27. Кузнецова, Н. В. Система логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с ЗПР / Н. В. Кузнецова // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары, 2023. – С. 305-308. – Текст : непосредственный.
28. Кузьмина, Е. С. Психокоррекционная работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с задержкой психического развития / Е. С. Кузьмина, М. А. Ермолаева // Вестник РНУ. – 2020. – № 4. – С. 12-15. – Текст : непосредственный.
29. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Альманах. – 2019. – № 9. – С. 81-85. – Текст : непосредственный.
30. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции / А. Р. Лурия. – Москва : Изд-во МГУ, 1969. – С. 116-129. – Текст : непосредственный.
31. Манелис, Н. Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе / Н. Г. Манелис // Школа здоровья. – 1997. – № 3. – С. 25–37. – Текст : непосредственный.
32. Машкова, А. Н. Формирование пространственных представлений у детей-сирот дошкольного возраста с ЗПР / А. Н. Машкова // Научно-исследовательская работа обучающихся и молодых ученых. Материалы 67-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции. – 2015. – С. 244-246. – Текст : непосредственный.
33. Михновец, И. В. Взаимодействие педагогов в группе для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР при формировании пространственных представлений / И. В. Михновец // Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XI Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 315-317. – Текст : непосредственный.
34. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т. А. Павлова. – Москва : «Школьная пресса», 2004. – 256 с. – Текст : непосредственный.
35. Розина, Г. В. Использование инновационных технологий при формировании пространственных представлений у дошкольников с ЗПР / Г. В. Розина, Л. Н. Первова // Дошкольная педагогика. – 2019. – № 3 (88). – С. 39-40. – Текст : непосредственный.
36. Ростягайлова, Л. И. Методическое пособие по формированию пространственных представлений у детей с ЗПР / Л. И. Ростягайлова // Дефектология. – 2006. – № 5. – С. 83-88. – Текст : непосредственный.
37. Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие / Н. Я. Семаго. – Москва : Айрис-пресс, 2017. – 112 с.– ISBN 978-5-8112-5678-3. – Текст : непосредственный.
38. Семенович, А. В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии / А. В. Семенович, С. О. Умрихин. – Москва : Академия, 1997. – 57 с. – ISBN 978-5-7695-1234-1. – Текст : непосредственный.
39. Сунцова, А. В. Изучаем пространство с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., испр. / А. В. Сунцова, С. В. Курдюкова – Москва : Генезис, 2020. ISBN 978-5-00011-345-2. – Текст : непосредственный.
40. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. – Нижний Новгород : НГПУ, 2014. – 136 с. – ISBN 978-5-00019-345-6. – Текст : непосредственный.
Материалы, размещаемые в каталоге, с согласия автора, могут использоваться только в качестве дополнительного инструмента для решения имеющихся у вас задач, сбора информации и источников, содержащих стороннее мнение по вопросу, его оценку, но не являются готовым решением. Пользователь вправе по собственному усмотрению перерабатывать материалы, создавать производные произведения, соглашаться или не соглашаться с выводами, предложенными автором, с его позицией.
Тема: Особенности формирования пространственного восприятия у младших школьников с задержкой психического развития
Артикул: 1510305
Дата написания: 29.04.2024
Тип работы: Бакалаврская работа
Предмет: Дефектология
Оригинальность: Антиплагиат.ВУЗ — 60%
Количество страниц: 111
К работе прилагаются:
- защитная речь
- презентация
А ты умеешь выполнять такие работы?

Файлы артикула: Особенности формирования пространственного восприятия у младших школьников с задержкой психического развития по предмету дефектология

ВКР.docx
141.05 КБ
Речь.docx
20.37 КБ

Пролистайте "Особенности формирования пространственного восприятия у младших школьников с задержкой психического развития" и убедитесь в качестве

После покупки артикул автоматически будет удален с сайта до 15.12.2024
Бакалаврская — Особенности формирования пространственного восприятия у младших школьников с задержкой психического развития — 1
Бакалаврская — Особенности формирования пространственного восприятия у младших школьников с задержкой психического развития — 2
Бакалаврская — Особенности формирования пространственного восприятия у младших школьников с задержкой психического развития — 3
Бакалаврская — Особенности формирования пространственного восприятия у младших школьников с задержкой психического развития — 4
Бакалаврская — Особенности формирования пространственного восприятия у младших школьников с задержкой психического развития — 5
Бакалаврская — Особенности формирования пространственного восприятия у младших школьников с задержкой психического развития — 6
Посмотреть остальные страницы ▼
Честный антиплагиат! Честный антиплагиат!
Уникальность работы — 60% (оригинальный текст + цитирования, без учета списка литературы и приложений), приведена по системе Антиплагиат.ВУЗ на момент её написания и могла со временем снизиться. Мы понимаем, что это важно для вас, поэтому сразу после оплаты вы сможете бесплатно поднять её. При этом текст и форматирование в работе останутся прежними.
Гарантируем возврат денег! Гарантируем возврат денег!
Качество каждой готовой работы, представленной в каталоге, проверено и соответствует описанию. В случае обоснованных претензий мы гарантируем возврат денег в течение 24 часов.

Утром сдавать, а работа еще не написана?

Утром сдавать, а работа еще не написана?
Через 30 секунд после оплаты вы скачаете эту работу!
Сегодня уже купили 25 работ. Успей и ты забрать свою пока это не сделал кто-то другой!