Нормы литературного языка. Общая характеристика орфоэпических, акцентологических, лексических норм. 3
Тема 3. Функциональные стили речи. Общая характеристика стилей речи 8
Тема 4. Этический аспект культуры речи 10
Тема 3. Функциональные стили речи. Научный и официально-деловой стили речи 11
Тема 4. Основы ораторского мастерства 14
Список литературы 17
Тема 3.
Функциональные стили речи.
Общая характеристика стилей речи.
Задание 1. Заполните таблицу, используя материал для справок.
Стили речи
Основная языковая функция
Форма общественного сознания
Форма речи
(устная и письменная)
Жанры
Научный
Официально-деловой
Публицистический
Разговорный
Материал для справок: информативная, обмен мнениями, воздействующая (волюнтативная); правовое сознание, наука, идеология и политика, общественное сознание; устная, письменная; монография, репортаж, служебная записка, доверенность, заявление, сопроводительное письмо, объяснительная записка, протокол, аннотация, резюме, частное письмо, реферат, рецензия, патентное описание, автобиография, лекция, учебное пособие, конспекты, справочник и т. д.
Задание 2. Раскройте скобки, употребив существительные в форме предложного падежа с окончаниями -е или -у/-ю.
Находится в (строй), изменения в (строй) предложения; отразится на (ход) дел, машина на (ход); в вишневом (сад), в «Вишневом (сад)» Чехова; в 1918 (год), в «Восемнадцатом (год)» Алексея Толстого; на переднем (край) , на самом (край); быть на хорошем (счет), на расчетном (счет); в (ряд) стран, в (ряд) солдат; это была работа легкая, на (дом); рабочие чинили крышу на (дом); рубили лес на (корень), сидели на (корень) какого-то дерева; телевизор показывает в (цвет), яблоня в (цвет).
Задание 3. Опираясь на синтаксические нормы, в частности на нормы управления, исправьте ошибки в употреблении предлогов.
1. Предоставить Сергеевой Л.М. неоплачиваемый отпуск согласно личного заявления. 2. Он часто теряет свои вещи благодаря своей рассеянности. 3. Из-за эффективного лечения больной быстро поправился. 4. В целях повышения квалификации его направили на курсы. 5. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут. 6. Вследствие запланированной работы, некоторым придется работать сверхурочно. 7. Разрушения произошли за счет плохой работы водоснабжения. 8. Мы прибыли с целью оказания помощи.
Тема 4.
Этический аспект культуры речи
Задание 1. Напишите текст делового письма. Соблюдайте правила речевого этикета.
Практические задания.
Ответ должен быть представлен в виде прикрепленного файла.
Нормы литературного языка. Общая характеристика орфоэпических, акцентологических, лексических норм.
Задание 1. В русском языке ударение может падать на любой слог, что отличает его от других языков, в которых ударение закреплено за определённым слогом (например, в английском языке ударный первый слог, французский – последний, польский – предпоследний).
При помощи Ваших примеров докажите, что русское ударение свободное – разноместное и подвижное – неподвижное (например, свободное и разноместное: компас – добыча – документ – медикамент; подвижное: прав – правы – права; неподвижное: берегу – бережёшь – бережёт). Запишите по 3 – 4 примера на каждый из перечисленных способов:
1. Свободное и разноместное ударение: …
2. Подвижное ударение: …
3. Неподвижное ударение: …
Атлас – атлас, руки – руки, узнают – узнают, видение – видение, вязанка – вязанка, трусить – трусить, флейтовый – флейтовый, искра – искра, алкоголь – алкоголь, сироты – сироты.
Задание 2. Как произносится сочетание [чн] в следующих словах?
Выполните задание по образцу:
[чн]
[шн]
[чн], [шн]
ячневая
конечно
селёдочница
Молочный, скучно, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, прачечная, молочница, ячневая, Ильинична, скворечник, беспорядочный, подсвечник, будничный, войлочный, селедочница, девичник, горничная, гречневый, непорядочный, перечница, спичечный, к шапочному разбору.
Задание 3. Составьте словосочетания с данными словами.
Образец: Архаичный, архаический. Архаичный оборот – архаический стиль.
Дипломатический – дипломатичный; длинный – длительный; личностный – личный, логический – логичный; надеть – одеть, представить – предоставить.
Составьте 3 – 4 предложения с приведенными словами.
Задание 4. Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Определите, в каких случаях она может проявляться.
1. Все сотрудники отдела постоянно наращивают мастерство. 2. Этот художник шел дальше всех в рукотворной обработке снимков. 3. В переходный период многие предприятия и организации не могут вести поступательное развитие и вкладывание инвестиций в производство. 4. Давайте воспринимать наши выступления не как какие-то шоу, а как показ наших достижений. 5. Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город. 6. Можно ожидать роста экономии уже к следующему году. 7. Предполагаемый рост цен составил более 4 раз
Практические задания.
Ответ должен быть представлен в виде прикрепленного файла.
Тема 2.
Нормы литературного языка. Грамматические нормы
Задание 1. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа.
Доктор, выбор, контейнер, орден, адрес, герб, холод, промысел, шофёр, парус, хутор, клевер, торт, вечер, жемчуг, погреб, автор, лектор, край, токарь, инженер, договор, тополь, волос, отпуск, сектор, хлеб, якорь, прожектор, трактор, месяц, редактор, инспектор, кузов, писарь, стог.
Задание 2. Выпишите числительные и напишите их словами.
1. Свыше 170 народностей и 260 миллионов человек, говорящих на 70 языках, населяют этот край. 2. Из (892 участника) съезда иногородних (742 человек). 3. Пароход с (850 отдыхающими) вышел в рейд. Воздух был наполнен (1000 свистов). 4. Мы совсем разучились склонять числительные. 5. Редкий оратор рискнет произнести даже трехзначное число в другом падеже, кроме именительного. К примеру, если докладчику надо сказать, что 283 москвичам сделаны такие-то прививки, то, в лучшем случае, эта фраза будет звучать так: «Двести восемьдесят трем человекам…» (из газет). 6. Появилась серия пособий с (6475 чертежей). 7. К (1219 учащихся) одной школы присоединились (932 учащихся) другой. 8. В этот час мы покидаем льдину, пройдя свыше (2500 километров) за время дрейфа (274 сутки).
Задание 3. Опираясь на теоретические сведения о синтаксических нормах, в частности на нормы управления, составьте словосочетания по образцу.
Образец: подготовка и руководство (аспиранты) – подготовка (кого?) аспирантов и руководство (кем?) ими.
1. Восхищаться и преклоняться (мужество солдат). 2. Сбор и обмен (информация). 3. Объединение и руководство (предприятия малого бизнеса).
4. Установка и уход (оборудование). 5. Познакомить и распространить (текст постановления). 6. Надеяться и верить (победа). 7. Помогать и заботиться (ветераны).
Тема 3.
Функциональные стили речи
Научный и официально-деловой стили речи
Задание 1. Трансформируйте (измените) предложение по образцу:
(Разговорный стиль) Р: Мы не могли выйти на улицу из-за проливного дождя → (Официально-деловой стиль) ОД: Сезонными признаются работы, которые в силу природных и климатических условий выполняются не круглый год, а в течение определенного периода: → (Научный стиль) Н: Исследования показывают, что резкие колебания температур приводят к изменению состояния людей, страдающих различными заболеваниями, и ограничивают их трудовую деятельность → (Публицистический стиль) П: С 12 по 18 октября ожидаются большие перепады температур.
Р: Ребята снова играют вместе, потому что они помирились → ОД: → Н: → П:
Задание 2.
Напишите доверенность, употребляя слова официально-делового стиля: удостоверяется, причитающуюся сумму и др.
Задание 3. Напишите заявление с просьбой разрешить Вам академический отпуск.
Тема 4.
Основы ораторского мастерства
Задание1. Представьте себе, что вам надо выступить на деловом совещании. Продумайте и напишите вступительную речь.
Задание 2. Представьте, что вам поручили произнести текст приветственной речи на открытии научно-практической конференции. Напишите текст приветственной речи.
Практическая работа #1901416
Артикул: 1901416
- Предмет: Русский язык и культура речи
- Уникальность: 60% (Антиплагиат.ВУЗ)
- Разместил(-а): 541 Юлия в 2019 году
- Количество страниц: 18
- Формат файла: doc
970p.
1. Кузнецов, И. Н. Риторика: Учебное пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. - 6-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013 - 560 с.
2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. / Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др. – М. : Флинта, 2009. – 315 с.
3. Русский язык и культура речи : практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М. : Гардарики, 2007. – 312 с.
4. Русский язык и культура речи : учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д.Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с.
5. Справочно-информационный портал Грамота.ру // URL: http://gramota.ru
6. Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта : Наука, 2014. – 251 с.
7. Шакурская Т.А. (сост.). Русский язык и культура речи. Лексические нормы русского языка. Методические указания. — Самара: Изд-во СамГАПС, 2003. — 16 с.
8. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2013. – 383 с.
2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. / Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др. – М. : Флинта, 2009. – 315 с.
3. Русский язык и культура речи : практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М. : Гардарики, 2007. – 312 с.
4. Русский язык и культура речи : учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д.Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с.
5. Справочно-информационный портал Грамота.ру // URL: http://gramota.ru
6. Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта : Наука, 2014. – 251 с.
7. Шакурская Т.А. (сост.). Русский язык и культура речи. Лексические нормы русского языка. Методические указания. — Самара: Изд-во СамГАПС, 2003. — 16 с.
8. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2013. – 383 с.
Материалы, размещаемые в каталоге, с согласия автора, могут использоваться только в качестве дополнительного инструмента для решения имеющихся у вас задач,
сбора информации и источников, содержащих стороннее мнение по вопросу, его оценку, но не являются готовым решением.
Пользователь вправе по собственному усмотрению перерабатывать материалы, создавать производные произведения,
соглашаться или не соглашаться с выводами, предложенными автором, с его позицией.
Тема: | Практическая работа |
Артикул: | 1901416 |
Дата написания: | 16.01.2019 |
Тип работы: | Контрольная работа |
Предмет: | Русский язык и культура речи |
Оригинальность: | Антиплагиат.ВУЗ — 60% |
Количество страниц: | 18 |
Скрин проверки АП.ВУЗ приложен на последней странице.
Файлы артикула: Практическая работа по предмету русский язык и культура речи
Пролистайте "Практическая работа" и убедитесь в качестве
После покупки артикул автоматически будет удален с сайта до 14.12.2024
Посмотреть остальные страницы ▼
Честный антиплагиат!
Уникальность работы — 60% (оригинальный текст + цитирования, без учета списка литературы и приложений), приведена по системе Антиплагиат.ВУЗ на момент её написания и могла со временем снизиться. Мы понимаем, что это важно для вас, поэтому сразу после оплаты вы сможете бесплатно поднять её. При этом текст и форматирование в работе останутся прежними.
Гарантируем возврат денег!
Качество каждой готовой работы, представленной в каталоге, проверено и соответствует описанию. В случае обоснованных претензий мы гарантируем возврат денег в течение 24 часов.
Утром сдавать, а работа еще не написана?
Через 30 секунд после оплаты вы скачаете эту работу!
Сегодня уже купили 7 работ. Успей и ты забрать свою пока это не сделал кто-то другой!
ПРЕДЫДУЩАЯ РАБОТА
Раскрыть вопросы: 1. Язык как знаковая система...
СЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА
Чрезвычайные ситуации социального характера