Задание:
Внимательно прочитайте статью и выделите цветом (или подчеркните) названия христианских добродетелей, упоминаемых в тексте.
иерей Сергий Уваров, клирик храма Воздвижения Креста Господня на Чистом вражке
РУССКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛОВИЕ
На протяжении истории Русская церковь явила яркие и разнообразные примеры отечественного богословия. В течение столетий русские духовные писатели ясным, доступным для простого человека языком излагали основы христианской веры, указывали пути борьбы со злом и грехом, излагали нравственные и духовные принципы праведной и святой жизни. Восприняв традицию греческого византийского богословия, Русская церковь с самых первых десятилетий своего существования дала образцы оригинальной своеобразной отечественной богословской мысли.
Глубоко богословскими по своей сути являлись древнейшие памятники русской литературы: 1-я редакция «Повести временных лет», «Житие святых Бориса и Глеба», «Житие преподобного Феодосия Печерского», принадлежащие перу преподобного Нестора Летописца. Однако первым настоящим шедевром древнерусской богословской мысли становится созданное в середине XI столетия «Слово о законе и благодати» святителя Иллариона, митрополита Киевского. В «Слове» святитель говорит о духовной значимости события крещения Руси. Отныне для русского народа началась новая эпоха - евангельская эпоха причастности благодати Христовой, открытой в спасительной Божественной любви нашему Отечеству. Как писал о содержании «Слова о законе и благодати» академик Д. С. Лихачев, митрополит «Илларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа».
Из «Слова о законе и благодати» святителя Илариона: «Ибо вера благодатная распростёрлась по всей земле и достигла нашего народа русского... Евангельский... источник, исполнившись воды и покрыв всю землю, разлился и до наших пределов. И вот уже со всеми христианами и мы славим Святую Троицу... И уже не идолопоклонниками зовёмся, но христианами... И уже не капища сатанинские воздвигаем, но церкви Христовы созидаем... Все народы помиловал преблагой Бог наш, и нас не презрел Он: восхотел - и спас нас и привёл в познание истины (1 Тим. 2,4)! Тогда как пуста и иссохша была земля наша, ибо идольский зной иссушил её, внезапно разлился источник Евангельский, напояя всю землю нашу. Как говорит [пророк] Исаия: прольются воды странствующим в пустыне, и превратится земля безводная в езеро и в земле жаждущей будет источник вод (Ис. 35,6—7). Тогда как слепы мы были и не видели света истины, но блуждали во лжи идольской, к тому же и глухи были к спасительному учению, помиловал нас Бог — и воссиял и в нас свет разума к познанию Его...».
Важным памятником древнерусского богословия является «Изборник» (1073 г.), составленный для князя Святослава, сына Ярослава Мудрого. «Изборник» носит энциклопедический характер, касаясь различных вероучительных и этических вопросов, содержит разнообразные сведения по истории, философии, риторике и грамматике.
Яркими представителями древнерусской богословской мысли XII столетия были известный церковный проповедник преподобный Авраамий Смоленский, а также автор знаменитого «Покаянного канона» и глубоких «Слов на Господские праздники» святитель Кирилл, епископ Туровский.
Одной из вершин средневековой богословской мысли является творчество преподобного Иосифа Волоцкого - прежде всего созданный им на рубеже XV-XVI столетий труд «Просветитель», направленный против еретиков, но также представляющий собой систематическое изложение основных сторон православного догматического и нравственного учения.
Из книги «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого: «Какие же дела должен ты творить? - Послушай. Прежде всего «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» (Лк. 10, 27), и да не отлучит тебя от любви этой «ни смерть, ни жизнь... ни настоящее, ни будущее» (Рим. 8, 38). Постарайся сделать все обычаи свои и нравы и дела угодными Ему, будь праведным, мудрым, утешителем скорбящих, питателем нищих, принимай странников, защищай обижаемых, будь благоговейным в общении с Богом и приветливым с людьми, терпеливым в напастях, не досаждай, будь щедр, милостив, в ответах сладок, кроток, не желай славы, не будь лицемерным, но будь чадом Евангелия, сыном воскресения, наследником жизни, не златолюбцем, не осуждающим, а часто молящимся, скорбящим о грехах, веселящимся о Боге, алчущим, жаждущим, смиренным, долу поникшим, умом же к Небу простирающимся».
Значимым памятником средневековой русской богословской мысли является «Устав скитский» преподобного Нила Сорского, современника преподобного Иосифа, в котором излагаются важнейшие аскетические принципы и уставные правила монашеского жития.
Заметную роль в развитии русской религиозной мысли сыграли богословские труды писателя XVI столетия преп. Максима Грека.
Значительными творениями для русского богословия стали сочинения жившего на рубеже XVII-XVIII столетий святителя Димитрия Ростовского. Это, прежде всего, составленные им многотомные жития святых «Четьи-Минеи», быстро ставшие любимым чтением русских православных людей, а также его книга «Алфавит духовный».
Выдающимся русским богословом XVIII столетия был святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский - автор книг «Плоть и Дух», «Об истинном христианстве», «Сокровище духовное, от мира собираемое».
Святитель Тихон о значении христианской веры в деле духовного спасения человека: «Истинная, живая вера... движет христианина к желанию и исканию небесных и вечных благ; ибо истинная, живая вера есть дар Божий духовный, и потому внутрь человека учит духовных благ искать. Она от неба в человеческое сердце входит, к небу и небесным движет и восхищает сердце человеческое, а от земных вещей отводит. К томуж вера истинная подвизается противу всякаго греха, и потому где греховное житие и безстрашное, тамо веры нет истинной, но только устная и лицемерная... Берегися противу совести твоея согрешить, да не подпадеши гневу Божию и веру погубиши. А где веры истинной нет, тамо нет Христа, нет спасения, пока человек в таком состоянии пребывает. Надобно веру берещи более, нежели жизнь свою; и жизнь бо свою должен за веру положить».
Святитель Тихон о христианском воспитании детей: «Видим, что малое деревцо ко всякой стороне удобно преклоняется, куда ни преклоняется; и куда приклонится, туда и растет. Тако имеется юное и малое отроча: чего научается, того и навыкает; и чего навыкает, то и в прочее время творить будет. Научится ли добра в юности своей? добр и чрез все житие будет. Научится ли зла? и зол во всем житии будет; и из малаго отрока может быть и Ангел и диавол. Какое воспитание и наставление будет иметь, таков и будет: от воспитания бо, как от семене плоды, все прочее жития время зависит. Сего ради увещавает Божие слово родителей, «да воспитывают чад своих в наказании и учении Господни» (Еф. 6:4)».
Огромное значение для русской монашеской жизни имел осуществленный в XVIII столетии перевод с греческого на славянский язык «Добротолюбия» - обширной богословской антологии древнехристианской аскетической письменности. Переводчиком «Добротолюбия» был известный монах-подвижник преподобный Паисий Величковский.
В XVIII-XIX столетии в России получает распространение такое явление, как «старчество»: жизненное руководство со стороны духовно опытных иноков судьбами приходящих к ним за советом православных христиан. В числе русских старцев следует, прежде всего, назвать преподобного Серафима Саровского и преподобного Амвросия Оптинского. Русские старцы создавали выдающиеся по нравственной силе и богословской глубине наставления для своих духовных чад.
Из наставлений преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни: «Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения её. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте... что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа... Добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатию Духа Святого...».
Выдающимся русским богословом XIX столетия был митрополит Московский Филарет (Дроздов). Святитель Филарет - автор целого ряда богословских произведений, вдохновенный проповедник, комментатор и переводчик на русский язык Священного Писания (Библии). Как писал о святителе Филарете профессор Московской Духовной академии И. Н. Корсунский «не даром… утвердилось за Филаретом Московским название “Филарета Мудрого”… Поистине, он вполне заслужил имя учителя Церкви не только московской, но и русской, не только русской, но и вселенской».
Замечательна по силе религиозного чувства «Ежедневная молитва Господу Иисусу Христу», составленная святителем Филаретом:
«Господи; не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему – чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить – ни креста, ни утешения! Только предстою пред Тобою; сердце мое – отверсто. Ты зри нужды, которых я не знаю. Зри! - и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания – исполнить волю Твою… Научи меня молиться. Сам во мне молись. Аминь».
Также хорошо известен богословский стихотворный диалог митрополита Филарета с А.С. Пушкиным, посвященный теме христианского понимания смысла жизни.
В 1828 году А. С. Пушкиным было создано стихотворение «Дар напрасный, дар случайный», по своему настрою пронизанное глубоким житейским пессимизмом:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
В ответ на этот текст, преисполненный духовного отчаяния и даже ропота против «враждебной власти» Бога, святитель Филарет написал свой стихотворный ответ Пушкину:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана;
Не без Бога воли тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум!
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!
Пушкин, тронутый этими обращенными к нему замечательными строками, написал в ответ святителю Филарету стихотворение, теперь уже проникнутое глубоким религиозным чувством, христианской надеждой:
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа согрета,
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.
Однако, затем, в соответствии с пожеланием цензуры, Пушкин был вынужден отредактировать концовку стихотворения, изъяв оттуда упоминание о святителе Филарете:
Твоим огнем душа палима,
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт .
Выдающимися русскими богословами XIX столетия, помимо святителя Филарета, являлись святитель Игнатий (Брянчанинов) и святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский. Оба они оставили после себя обширное письменное наследие, прежде всего посвященное нравственному учению о христианской жизни и наставлениям о монашестве, о молитве.
Святитель Феофан Затворник о молитве: «Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва – дыхание духа. Есть молитва – живет дух; нет молитвы – нет жизни в духе. Стоять перед иконою и класть поклоны – не есть молитва, а только принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать их – не есть еще молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения или возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу – чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного припадания и прочее. Вся наша забота здесь должна быть о том, чтобы во время нашей молитвы эти и подобные чувства наполняли душу нашу, чтобы сердце не было пусто. Когда есть в нем все эти чувства или какое-либо одно из них, устремленное к Богу, то молитвословие наше есть молитва, а когда нет, оно не есть еще молитва. Молитву или устремление сердца к Богу нужно возбудить и возбужденную укрепить, или, что то же, нужно воспитать в себе молитвенный дух».
В ХХ столетии русское богословие обогатилось именами выдающихся духовных писателей, творивших как в нашем Отечестве: например, священномученик Иларион (Троицкий), Патриарх Сергий (Страгородский), так и за рубежом, в эмиграции: например, прот. Георгий Флоровский, В. Н. Лосский, пропресв. Иоанн Мейендорф.
' .
Практическая работа №2. Тема 3.2. «Христианская этика». Внимательно прочитайте статью и выделите цветом (или подчеркните) названия христианских добродетелей, упоминаемых в тексте. #1508790
Артикул: 1508790
- Предмет: Преподавание православной культуры в общеобразовательных учреждениях
- Разместил(-а): 502 Светлана в 2021 году
- Количество страниц: 7
- Формат файла: doc
970p.
Материалы, размещаемые в каталоге, с согласия автора, могут использоваться только в качестве дополнительного инструмента для решения имеющихся у вас задач,
сбора информации и источников, содержащих стороннее мнение по вопросу, его оценку, но не являются готовым решением.
Пользователь вправе по собственному усмотрению перерабатывать материалы, создавать производные произведения,
соглашаться или не соглашаться с выводами, предложенными автором, с его позицией.
Тема: | Практическая работа №2. Тема 3.2. «Христианская этика». Внимательно прочитайте статью и выделите цветом (или подчеркните) названия христианских добродетелей, упоминаемых в тексте. |
Артикул: | 1508790 |
Дата написания: | 26.05.2021 |
Тип работы: | Контрольная работа |
Предмет: | Преподавание православной культуры в общеобразовательных учреждениях |
Количество страниц: | 7 |
Файлы артикула: Практическая работа №2. Тема 3.2. «Христианская этика». Внимательно прочитайте статью и выделите цветом (или подчеркните) названия христианских добродетелей, упоминаемых в тексте. по предмету преподавание православной культуры в общеобразовательных учреждениях
Пролистайте "Практическая работа №2. Тема 3.2. «Христианская этика». Внимательно прочитайте статью и выделите цветом (или подчеркните) названия христианских добродетелей, упоминаемых в тексте." и убедитесь в качестве
После покупки артикул автоматически будет удален с сайта до 22.01.2025
Посмотреть остальные страницы ▼
Гарантируем возврат денег!
Качество каждой готовой работы, представленной в каталоге, проверено и соответствует описанию. В случае обоснованных претензий мы гарантируем возврат денег в течение 24 часов.
Утром сдавать, а работа еще не написана?
Через 30 секунд после оплаты вы скачаете эту работу!
Сегодня уже купили 47 работ. Успей и ты забрать свою пока это не сделал кто-то другой!
ПРЕДЫДУЩАЯ РАБОТА
Практическая работа №1. Тема 3.2. «Христианская этика»: 1. Найдите в тексте Нагорной проповеди не менее трех антитез... 2. Какие высказывания из...
СЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА
Приемы изучающего чтения при работе со страноведческими текстами в формировании социально-культурной компетенции обучающихся английскому языку