Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения страхов у детей 35 летнего возраста 6
§1. Проблема наличия страхов у дошкольников 6
§2. Преодоление страхов у детей 3-5 летнего возраста 13
§3. АРТ-терапия как способ преодоления страхов у детей 3-5 лет 19
Глава 2. Экспериментальное исследование преодоления страхов у детей 35 летнего возраста 26
§1. Описание базы исследования, выборки и методики. Своеобразие использования АРТ-терапии 26
§2. Анализ результатов исследования 33
§3. Эффективность АРТ-терапии 37
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложения
Актуальность темы. По мнению специалистов – психологов, занимающихся проблемой детских страхов (например, А.И. Захарова [8], М.А. Панфиловой [18] и др.) для большинства детей дошкольного возраста характерно наличие тех или иных страхов. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.
Между тем, ни в детском саду, ни в семье практически никакой помощи этим детям не оказывается, что крайне негативно влияет на развитие аффективной и познавательной сфер психики ребенка. В связи с этим существует необходимость в разработке и внедрении в практическую деятельность педагогов-психологов, воспитателей и родителей схемы методической работы по преодолению детских страхов.
В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели важное значение ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов.
Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия художественным творчеством. Арт-терапия наиболее подходит для работы с детьми и основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.
Степень изученности темы. Проблема преодоление страхов у детей 35 летнего возраста посредством АРТ-терапии рассматривалась многими отечественными и зарубежными психологами. Психотерапевтическим воздействием сотворчества на эмоциональное, а также нравственное развитие личности занимались А.И. Аржанова, И.П. Воропаева, В.Г. Нечаева, Р.В. Овчарова, Н.Э. Фаас. Таким образом, арт-терапия обладает возможностями мягкой гуманной поддержки личности ребенка, развивает его способности к самопознанию (Дж. Аллан, М. Бурно, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Л.Ловенфельд, Е.Г. Макарова).
Цель курсовой работы: выявить особенности детских страхов в дошкольном возрасте и рассмотреть пути преодоления страхов у детей 35 летнего возраста посредством АРТ-терапии.
Объект исследования: детские страхи как эмоциональное состояние у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагические условия эффективного устранения страхов у детей дошкольного возраста средствами АРТ-терапии.
Гипотеза исследования: занятия АРТ-терапией по коррекции страхов способствуют предотвращению негативного воздействия страхов на личность дошкольника.
Задачи курсовой работы:
1) изучить проблему наличия страхов у дошкольников;
2) рассмотреть методы преодоления страхов у детей 35 летнего возраста;
3) охарактеризовать АРТ-терапию как способ преодоления страхов у детей 35 лет;
4) осуществить экспериментальное исследование преодоления страхов у детей 35 летнего возраста.
Методы исследования:
анализ литературы по теме исследования;
построения эксперимента с использованием приемов АРТ-терапии;
наблюдение;
тест «боишься, не боишься?»;
графические методы.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани (420045. РТ, Казань, Улица Авангардная,159/Б). В исследовании приняли участие 20 дошкольников средней группы (35 лет). На основном этапе исследования проведена первичная диагностика в январе 2015 г., сбор, обработка и анализ полученных данных по методикам. Для опроса и тестирования был подготовлен раздаточный и тестовый материал в виде опросников, бланков, рисунков домиков. Применялись следующие методы психолого-педагогического исследования: анализ литературных источников, продукты детского творчества, наблюдение, беседа, опрос, тестирование, математический анализ.
Методологической основа теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных А.И.Божович, Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, А.В. Запорожец, Л.А. Петровской, Т.М. Мишиной, А.С. Спиваковской, К.Д. Ушинским, А.Т. Лидерс, К.Изард, исследующих эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей
' .
Преодоление страхов у детей 3-5 летнего возраста посредством АРТ-терапии #9200079
Артикул: 9200079
- Предмет: Психология
- Уникальность: 70% (Антиплагиат.ВУЗ)
- Разместил(-а): 497 Алексей в 2014 году
- Количество страниц: 50
- Формат файла: doc
- Последняя покупка: 12.01.2024
1 470p.
1. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 2011.- 490 с.
2. Введение в психологию. / Под. ред. А.В.Петровского. - М.: Академия, 2008. - 576 с.
3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и научный ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 624 с.
4. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.- 106с.
5. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2011. - 160 с.
6. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие под. ред. Дубровиной И.В. - М.: Академия, 2009. – 387 с.
7. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия - «Психология ребёнка». – СПБ.: Питер, 2010. - 448 с.
8. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 2006. - 112 с.
9. Изард К. Эмоции человека. - М.: Просвещение, 1997. - 320 с.
10. Изар К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. – СПБ.: Питер, 2010. - 464 с.
11. Как победить детские страхи. Простые методики, которые помогут ва-шему ребенку ничего не бояться. / Под ред. В.Голутвиной. – СПб.: Гелеос, 2008.- 256 с.
12. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. - М., 1991. - 134 с.
13. Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. - 2009. - № 9. - С. 22 - 24.
14. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А. Карненко. Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 2007. - 431 с.
15. Леви В.Л. Приручение страха. - М.: Метафора, 2006.- 192с.
16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии - 2-е изд. - М.: Просве-щение: Владос, 1995. - 576 с.
17. Овчарова Р.В. Практическая психология. - М.: Т.Ц. «Сфера», 2012. - 337 с.
18. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.- 2012.- №8.- С.10-12.
19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.- 384 с.
20. Романова Е.С., Потёмкина, О.Ф. Графические методы в психологиче-ской диагностике.- М.: Дидакт, 2007.- 94с.
21. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2010. - 430 с.
22. Степанова В.А. Проявление эмоциональности детей дошкольного воз-раста в рисунке // Психолог в детском саду.- 2013.- №4.- с.46-60.
23. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2007. - 332 с.
24. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2012.- 384с.
25. Шишова Т. Страхи - это серьёзно - М.: Издат. дом. «Искатель», 2009.- 94с.
26. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. - 2005. - №4. - С. 12 - 16.
27. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой. - М.: Проспект, 2009. - 264 с
2. Введение в психологию. / Под. ред. А.В.Петровского. - М.: Академия, 2008. - 576 с.
3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и научный ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 624 с.
4. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.- 106с.
5. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2011. - 160 с.
6. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие под. ред. Дубровиной И.В. - М.: Академия, 2009. – 387 с.
7. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия - «Психология ребёнка». – СПБ.: Питер, 2010. - 448 с.
8. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 2006. - 112 с.
9. Изард К. Эмоции человека. - М.: Просвещение, 1997. - 320 с.
10. Изар К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. – СПБ.: Питер, 2010. - 464 с.
11. Как победить детские страхи. Простые методики, которые помогут ва-шему ребенку ничего не бояться. / Под ред. В.Голутвиной. – СПб.: Гелеос, 2008.- 256 с.
12. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. - М., 1991. - 134 с.
13. Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. - 2009. - № 9. - С. 22 - 24.
14. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А. Карненко. Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 2007. - 431 с.
15. Леви В.Л. Приручение страха. - М.: Метафора, 2006.- 192с.
16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии - 2-е изд. - М.: Просве-щение: Владос, 1995. - 576 с.
17. Овчарова Р.В. Практическая психология. - М.: Т.Ц. «Сфера», 2012. - 337 с.
18. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.- 2012.- №8.- С.10-12.
19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.- 384 с.
20. Романова Е.С., Потёмкина, О.Ф. Графические методы в психологиче-ской диагностике.- М.: Дидакт, 2007.- 94с.
21. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2010. - 430 с.
22. Степанова В.А. Проявление эмоциональности детей дошкольного воз-раста в рисунке // Психолог в детском саду.- 2013.- №4.- с.46-60.
23. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2007. - 332 с.
24. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2012.- 384с.
25. Шишова Т. Страхи - это серьёзно - М.: Издат. дом. «Искатель», 2009.- 94с.
26. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. - 2005. - №4. - С. 12 - 16.
27. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой. - М.: Проспект, 2009. - 264 с
Материалы, размещаемые в каталоге, с согласия автора, могут использоваться только в качестве дополнительного инструмента для решения имеющихся у вас задач,
сбора информации и источников, содержащих стороннее мнение по вопросу, его оценку, но не являются готовым решением.
Пользователь вправе по собственному усмотрению перерабатывать материалы, создавать производные произведения,
соглашаться или не соглашаться с выводами, предложенными автором, с его позицией.
Тема: | Преодоление страхов у детей 3-5 летнего возраста посредством АРТ-терапии |
Артикул: | 9200079 |
Дата написания: | 14.02.2014 |
Тип работы: | Курсовая работа |
Предмет: | Психология |
Оригинальность: | Антиплагиат.ВУЗ — 70% |
Количество страниц: | 50 |
Скрин проверки АП.ВУЗ приложен на последней странице.
приложения
приложения
Файлы артикула: Преодоление страхов у детей 3-5 летнего возраста посредством АРТ-терапии по предмету психология
Пролистайте "Преодоление страхов у детей 3-5 летнего возраста посредством АРТ-терапии" и убедитесь в качестве
После покупки артикул автоматически будет удален с сайта до 21.02.2025
Посмотреть остальные страницы ▼
Честный антиплагиат!
Уникальность работы — 70% (оригинальный текст + цитирования, без учета списка литературы и приложений), приведена по системе Антиплагиат.ВУЗ на момент её написания и могла со временем снизиться. Мы понимаем, что это важно для вас, поэтому сразу после оплаты вы сможете бесплатно поднять её. При этом текст и форматирование в работе останутся прежними.
Гарантируем возврат денег!
Качество каждой готовой работы, представленной в каталоге, проверено и соответствует описанию. В случае обоснованных претензий мы гарантируем возврат денег в течение 24 часов.
Утром сдавать, а работа еще не написана?
Через 30 секунд после оплаты вы скачаете эту работу!
Сегодня уже купили 67 работ. Успей и ты забрать свою пока это не сделал кто-то другой!
ПРЕДЫДУЩАЯ РАБОТА
Методы и принципы оценки инвестиционных проектов
СЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА
Мотивация и активность, связь с потребностной сферой личности