Ответы на вопросы 3
Тема 1. 3
Тема 2. 5
Тема 3. 7
Тема 4. 9
Тема 5. 11
Тема 6. 12
Тема 7. 14
Тема 8. 16
Тема 9. 18
Тема 10. 20
Тема 11. 22
Тема 12. 24
Тест 25
Список использованной литературы 27
Вопросы и тесты по дисциплине «Концепции современного естествознания»
По теме 1.
1.В чём заключается специфика естественнонаучной и гуманитарной культур и в каком взаимоотношении они находятся ?
2.Какие открытия и научные концепции в наибольшей степени повлияли на развитие современной цивилизации? Каковы тенденции развития современного естествознания ?
3.Какова роль естественнонаучных знаний в Вашей профессиональной подготовке ?
По теме 2.
1.Охарактеризуйте сущность естественнонаучного познания, его структуру и методы.
2.Чем обусловливаются антинаучные тенденции в развитии культуры и в чём опасность их проявлений ?
3.Как проявляется принцип причинности в естествознании? В каких формах выражается причинность в макроскопических процессах и в микромире?
По теме 3.
1.Сформулируйте сущность динамических и статистических ( вероятностных) законов. В чём их различие и сходство ? Какие из них являются фундаментальными ? В чём особенность термодинамического метода исследования физических систем ?
2.Что понимается под универсальностью законов природы ? Чем правовой закон отличается от научного ?
3.Как Вы понимаете утверждение, что книга Природы написана языком математики ?
4.Перечислите и поясните виды симметрий и их проявление в живой и неживой природе. Какова их роль в естествознании ?
По теме 4.
1.Что представляет собой естественнонаучная картина мира (ЕНКМ) ? Чем принципиально отличается современная ЕНКМ от предыдущих картин мира ?
2.Почему существует не одна , а несколько картин мира ?
3.Как изменили научную картину мира теория относительности, квантовая механика и синергетика ?
4.Что представляют собой научные революции и какова их роль в естествознании ? Охарактеризуйте одну из научных революций и какие последствия имела она для естествознания.
По теме 5.
1.Вспомните понятие энтропии и формулировку второго начала термодинамики. К каким термодинамическим системам она относится ?
2.Чем отличается открытая система от изолированной ? Приведите примеры открытых систем.
3.Что изучает синергетика и каким условиям должен удовлетворять объект изучения синергетики ? Приведите примеры самоорганизации, синергетического поведения систем, известные Вам из истории естествознания, из истории развития человеческого общества.
4.В чём суть концепции развития ? универсального эволюционизма ?
По теме 6.
1.Какие виды материи различают в современной физике ?
2.В чём сущность идеи атомизма и полевой концепции ?
3.Какие типы фундаментальных взаимодействий рассматривает современное естествознание и в чём состоит программа их объединения ?
4.Каковы свойства пространства и времени с точки зрения классической механики ? Как формулируется механический принцип относительности ?
5.Сформулируйте постулаты специальной теории относительности (СТО).
6.В чём заключается новый взгляд на пространство и время в СТО ? Противоречат ли выводы специальной теории относительности выводам классической механики ?
7. Что изучает квантовая механика ? Что такое квант ? Запишите формулу Планка для энергии кванта света и объясните её физический смысл.
8.Что понимается под корпускулярно-волновым дуализмом света ? материи? Запишите формулу для дебройлевской длины волны.
9.Сформулируйте принцип неопределённостей Гейзенберга. Чем обусловлено его существование – непознаваемостью микромира или какимито другими причинами ?
По теме 7.
1. Что такое космология ?В чём состоит специфика космологического познания природы ?
2.Что означает расширение Вселенной ? Как оно было обнаружено ? Охарактеризуйте основные стадии расширяющейся Вселенной.
3.Что представляет собой физический вакуум ?
4.Раскройте сущность антропного принципа. Что означает выражение «тонкая подстройка Вселенной» ?
5.Бесконечность и безграничность. – Это одно и то же ?
По теме 8.
1.В чём заключается современная гипотеза о происхождении Земли ?
2.Каково строение Земли ?
3.Что представляют собой литосферные плиты ? Каковы экологические функции литосферы ?
По теме 9 .
1.В чём состоит специфика химического познания природы ? Каковы основные проблемы химии в системе современного естествознания ?
2.Что такое химический элемент, химическая реакция, химическая связь ?
3.Назовите основные законы химии.
4.Что такое реакционная способность вещества о от чего она зависит ?
5.С какими разделами физики связана современная химия ?
По теме 10.
1.Какое место занимает биология в естественнонаучном познании ?
2.Каковы концепции возникновения жизни ? Какая из них Вам кажется более убедительной? Почему проблема происхождения жизни - одна из самых трудных и интересных в науке ?
3.В чём сстоит сущность живого и каковы его основные признаки ?
4.В чём сущность редукционизма в биологическом познании ?
5.Что такое ген и геном? Что изучает генетика? Какие социально-этические проблемы стоят перед генной инженерией? Что такое клонирование?
По теме 11.
1.Что Вы знаете о происхождении и эволюции человека ? Биологическое и социальное в онтогенезе человека.- Как Вы это прокомментируете ?
2.Какие факторы приводят к потере здоровья отдельного человека и популяции ?
Что дают современные мировоззренческие знания для понимания природы здоровья ?
3.Какие особенности присущи самоактуализирующейся личности ?
По теме 12
1.Что такое биосфера и ноосфера согласно концепции В.И.Вернадского ?
2.В чём выражаются взаимоотношения Космоса и Земли ? Кого из учёных-космистов Вы знаете ?
3.Проанализируйте противоречивый характер взаимоотношений между человеком и природой . Каково содержание и в чём причины глобальных экологических проблем современности ?
Тесты для контроля усвоения важнейших терминов и понятий
1.Концепция –это
1.система основополагающих идей и взглядов;
2..субъективное мнение человека;
3.приблизительное толкование каких-либо понятий;
4.наука о природе.
2.Дифференциация наук-это
1.объединение наук по какому-то общему признаку;
2.расчленение, разложение объекта на составные элементы;
3.расчленение в процессе эволюции какой-либо науки на самостоятельные части;
4.описание истории возникновения науки.
3.Интеграция наук-это
1.процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их
дифференциации;
2.обособление наук друг от друга;
3.противопоставление наук;
4.использование научных знаний на практике.
4.Изотропность –это
1.неодинаковость свойств системы в разных направлениях;
2.одинаковость свойств системы (объекта) по всем направлениям;
3.зависимость свойств системы от температуры;
4.независимость свойств системы от температуры.
5.Неизменность какой-либо величины при изменении физических условий или по отношению к некоторым преобразованиям называется
1.дискретностью;
2.иерархией;
3.эволюцией;
4.инвариантностью.
6.Совокупность правил, приёмов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта называется
1.анализом;
2.синтезом;
3.методом;
4.парадигмой.
7.Если поведение системы описывается функциями распределения, которые позволяют найти вероятности того, что рассматриваемые величины принимают те или иные значения в некотором интервале, то речь идёт о
1.динамической теории;
2.статистической теории;
3.термодинамической теории;
4.эдектромагнитной теории.
8.К каким теориям относятся классическая механика, классическая электродинамика, феноменологическая термодинамика, специальная и общая теории относительности ?
1.к статистическим;
2.к революционным;
3.к динамическим;
4.к теории вероятности.
9.Обобщённый взгляд на мир в целом, на взаимосвязанные и самодвижущиеся элементы в нём, объясняющий всё разнообразие явлений окружающего мира на основе небольшого количества фундаментальных научных принципов, называется
1.мировоззрением;
2 миропониманием;
3.мировосприятием;
4.естественнонаучной картиной мира.
10.Метод познания, при котором предметы и явления рассматриваются в движении, в развитии, во взаимодействии, называется
1.метафизическим;
2.диалектическим;
3.теоретическим;
4.эмпирическим.
11.Неизменность (инвариантность) структуры материального объекта (или закона) относительно его преобразований называется
1.симметрией;
2.изотропностью;
3.изоморфностью;
4.асимметрией.
12.Если в какой-то изолированной системе при протекании в ней необратимых процессов энтропия возрастает, то
1.в этой системе возрастает степень её упорядоченности;
2.в этой системе возрастает степень беспорядка, возрастает деградация;
3.система становится открытой;
4.никаких изменений в системе не происходит.
13.Как изменяется энтропия системы при фазовых превращениях газ-жидкость-твёрдое тело ?
1.энтропия всё время возрастает;
2.энтропия уменьшается;
3.в жидкости энтропия увеличивается, а в твёрдом теле уменьшается;
4.в жидкости энтропия уменьшается, а в твёрдом теле возрастает
14.Наука о процессах самоорганизации в сложных открытых неравновесных системах называется
1.синергетикой;
2.кибернетикой;
3.генетикой;
4.биофизикой.
15.Что такое физический вакуум ?
1.это пустота;
2.это сильная степень разряжения газа, при которой длина свободного пробега молекул газа становится соизмеримой с размерами сосуда,в котором находится газ ;
3.это особый вид материи- наинизшее энергетическое состояние поля, в котором число частиц –квантов поля- равно нулю;
4.это газ, находящийся под давлением ниже атмосферного.
16.Какое из четырёх видов фундаментальных взаимодействий характерно для всех материальных объектов вне зависимости от их природы ?
1.электромагнитное;
2.сильное (ядерное);
3.слабое (ответственно за взаимные превращения элементарных частиц);
4.гравитационное.
17.Какова природа ниже перечисленных сил : силы трения, силы упругости, сил межмолекулярного взаимодействия, силы взаимодействия заряженных тел ?
1.все перечисленные силы по своей природе являются электромагнитными;
2.все перечисленные силы по своей природе являются ядерными;
3.силы межмолекулярного взаимодействия и трения являются гравитационными, остальные –электромагнитными;
4.силы трения и упругости являются слабыми, остальные –сильные.
18.В науке выделяют три уровня организации материи: макро-, микро- и мегамир.
Какое из утверждений Вы считаете правильным:
1.все три мира отличаются только масштабом входящих в них структур;
2.на каждом из уровней действуют свои специфические законы, но все три мира теснейшим образом взаимосвязаны;
3.законы каждого уровня организации материи противоречат законам других уровней;
4.все уровни организации материи описываются одинаковыми законами природы.
19Применительно к природе света какое из утверждений является правильным?
1.свет обладает одновременно свойствами волны и корпускулы (частицы);
2.свет это поток светящихся частиц (корпускул);
3.свет это волны, которые распространяются подобно волнам на поверхности воды;
4.природа света неизвестна.
20.Что такое фотон ?
1.это источник света;
2.это квант электромагнитного поля;
3.это составная частица ядра атома;
4.это мельчайшая частица вещества.
21.Что представляет собой дебройлевская длина волны ?
1.это наибольшая длина волны в видимой части спектра;
2.это длина волны фотона;
3.это длина волны, связанной с движущейся микрочастицей;
4.это наименьшая длина волны в видимой части спектра.
22.Какова природа волн де-Бройля ?
1.это упругие волны;
2.это электромагнитные волны;
3.это волны вероятности;
4.это сферические волны.
23.Каким закономерностям подчиняются процессы микромира ?
1.динамическим;
2.статистическим;
3.классическим;
4.Релятивистским.
24.О чём говорится в соотношении неопределённостей Гейзенберга ?
1. о том, что микромир непознаваем;
2. о том, что у микрочастицы нельзя одновременно точно определить её координату и скорость (или импульс );
3. о том, что микрочастица имеет определённые координаты и скорость;
4. о том, что в микромире отсутствуют причинно-следственные связи.
25.Что понимается под корпускулярно-волновым дуализмом материи ?
1.то, что материя может существовать в виде дискретных частиц и в виде н епрерывных полей;
2.то, что любой материальный объект характеризуется наличием как корпускулярных свойств, так и волновых.;
3.применительно к материи такого понятия нет – это относится только к свету;
4.затруднясь ответить.
26.Глобальный эволюционизм означает
1.признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции;
2.имеющие в природе место катастрофы, катаклизмы;
3.постепенное развитие Солнечной системы;
4.способность материи к самоорганизации.
27.Наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию всё более упорядоченных структур в ходе эволюции называется
1. интеграцией;
2.дифференциацией;
3.самоорганизацией;
4.формализацией.
28.Что называется точкой бифуркации?
1.это точка начала отсчёта времени с момента зарождения Вселенной;
2.это температура, при которой происходит фазовый переход вещества;
3.это точка пространства-времени, в которой кривизна его становится бесконечной;
4.это критическое состояние системы, в котором параметры системы позволяют ей перейти в новое состояние.
29.Если исходить из того, что Вселенная в широком смысле –это весь существующий мир, безграничный и бесконечный, то
1.Вселенная существует вечно;
2.Возраст Вселенной составляет примерно 15-20 млрд лет;
3.Возраст Вселенной исчисляется от рождества Христова;
4.Вселенная существует примерно 5 млрд лет.
30.Если под Вселенной понимать нашу Вселенную, к которой принадлежит Солнечная система, то
1.она возникла в результате Большого взрыва примерно 15 млрд лет назад;
2.она существует вечно;
3.она появилась в соответствии с замыслами Творца ;
4.она возникла примерно 5 млрд лет назад.
31.Говоря о строении Земли, упоминают литосферные плиты. Это
1.материки;
2.залежи полезных ископаемых;
3.крупные блоки земной коры (континентальной и океанической);
4.сгустки магмы.
32.Атмосфера Земли состоит из тропосферы, стратосферы, ионосферы и экзосферы.
Какой из этих слоёв в наибольшей степени ответственен за погоду на Земле ?
1.в первую очередь тропосфера и стратосфера;
2.ионосфера;
3.экзосфера и тропосфера;.
4.все перечисленные выше слои.
33.Химический элемент –это
1.это всё разнообразие веществ природы;
2.это наиболее простые молекулы;
3.это группа атомов с одинаковым зарядом ядра;
4.это группа атомов с одинаковыми массами.
34.От чего зависят свойства веществ согласно теории их химического строения?
1.от валентности элементов, входящих в вещество;
2.от количества веществ;
3.от массы и молярной массы вещества;
4.свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием.
35.За счёт чего происходит образование химических связей в веществах ?
1.за счёт перегруппировки атомов;
2.за счёт перестройки электронных оболочек;
3.за счёт изменения структуры атомов;
4.за счёт взаимодействия электронов и ядер атомов.
36.Какие науки создали предпосылки для возникновения современнойхимии ?
1.квантовая физика;
2.кристаллография;
3.биология;
4.биохимия.
37.Основная задача современной химии состоит
1.в исследовании структуры химических элементов;
2.в исследовании реакционной способности веществ;
3.в получении новых веществ с необходимыми свойствами;
4.в расширении таблицы Д.И.Менделеева.
38.Что такое фуллерены и какова перспектива их применения ?
1.это молекулы –многогранники, состоящие из нескольких десятков атомов углерода.
Обладают хорошей фотопроводимостью, могут быть сверхпроводниками и ферро-
магнетиками.На их основе создаютсяпринципиально новые полимерные материалы;
2.это фторсодержащие вещества с неизвестными пока свойствами;
3.это биополимеры;
4.это новые синтетические материалы, особенно распространённые в лёгкой промышлен-
ности
39.Какое из утверждений является верным : живые системы отличаются от неживых
1. только способностью к размножению;
2 только способностью к обмену веществ (метаболизму);
3.способностью к обмену веществ, самовоспроизведению путём передачи наследственной информации и изменчивостью на основе мутаций;
4.только изменчивостью на основе мутаций.
40.В вопросе о возникновении жизни современная наука отдаёт предпочтение концепции
1. креационистской;
2. концепции панспермии;
3. эволюционистской;
4. спонтанного зарождения жизни.
41.Материальным носителем генетической информации в живых организмах являются
1.молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) ;
2.ядра клеток;
3.молекулы рибонуклеиновой кислоты (РНК);
4.белки.
42.Наука о законах наследственности и изменчивости организмов называется
1. биологией;
2. генетикой;
3. кибернетикой;
4. синергетикой.
43.Совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом данного организма, называется
1.генотипом;
2.генофондом;
3.геномом;
4.геноцидом.
44.Клонирование –это
1.искусственное воспроизведение живого существа из соматической (неполовой) клетки;
2.создание организмов с новыми комбинациями наследственных свойств;
3.выведение сортов и гибридов растений и животных с нужными человеку признаками;
4.размножение живых организмов и растений.
45.Область активной жизни, в которой живые организмы и среда их обитания органически взаимосвязаны и образуют целостную динамическую систему, называется
1. атмосферой;
2. стратосферой;
3. биосферой;
4. литосферой.
46. Ноосфера- это
1. часть атмосферы, прилегающая к поверхности Земли;
2.сфера разума, область активного проявления научной мысли как главного фактора воздействия человека на окружающий мир;
3.синоним астрономического определения Вселенной;
4.совокупность звёздных систем.
' .
Выполнить задания: По теме 1. 1.В чём заключается специфика естественнонаучной и гуманитарной культур и в каком взаимоотношении они находятся ? 2.Какие открытия и научные концепции в наибольшей степени повлияли на развитие современной цивилизации? Каковы тенденции развития современного... #1502494
Тема полностью: Выполнить задания: По теме 1. 1.В чём заключается специфика естественнонаучной и гуманитарной культур и в каком взаимоотношении они находятся ? 2.Какие открытия и научные концепции в наибольшей степени повлияли на развитие современной цивилизации? Каковы тенденции развития современного естествознания ? 3.Какова роль естественнонаучных знаний в Вашей профессиональной подготовке ? По теме 2. 1.Охарактеризуйте сущность естественнонаучного познания, его структуру и методы. 2.Чем обусловливаются антинаучные тенденции в развитии культуры и в чём опасность их проявлений ? 3.Как проявляется принцип причинности в естествознании? В каких формах выражается причинность в макроскопических процессах и в микромире? По теме 3. 1.Сформулируйте сущность динамических и статистических ( вероятностных) законов. В чём их различие и сходство ? Какие из них являются фундаментальными ? В чём особенность термодинамического метода исследования физических систем ? 2.Что понимается под универсальностью законов природы ? Чем правовой закон отличается от научного ? 3.Как Вы понимаете утверждение, что книга Природы написана языком математики ? 4.Перечислите и поясните виды симметрий и их проявление в живой и неживой природе. Какова их роль в естествознании ? По теме 4. 1.Что представляет собой естественнонаучная картина мира (ЕНКМ) ? Чем принципиально отличается современная ЕНКМ от предыдущих картин мира ? 2.Почему существует не одна , а несколько картин мира ? 3.Как изменили научную картину мира теория относительности, квантовая механика и синергетика ? 4.Что представляют собой научные революции и какова их роль в естествознании ? Охарактеризуйте одну из научных революций и какие последствия имела она для естествознания. По теме 5. 1.Вспомните понятие энтропии и формулировку второго начала термодинамики. К каким термодинамическим системам она относится ? 2.Чем отличается открытая система от изолированной ? Приведите примеры открытых систем. 3.Что изучает синергетика и каким условиям должен удовлетворять объект изучения синергетики ? Приведите примеры самоорганизации, синергетического поведения систем, известные Вам из истории естествознания, из истории развития человеческого общества. 4.В чём суть концепции развития ? универсального эволюционизма ? и т.д.
Артикул: 1502494
- Предмет: Концепция современного естествознания
- Уникальность: 66% (Антиплагиат.ВУЗ)
- Разместил(-а): 514 Ксения в 2009 году
- Количество страниц: 28
- Формат файла: doc
- Последняя покупка: 01.03.2016
970p.
1. Авдонин В.В., Короновский Н.В., Старостин В.И. Геология для горного дела. М.: Academiа, 2007 – 576 с.
2. Коровин Н. В. Общая химия. М., 2008. – 557 с.
3. Кузнецов Б. Г.Основы теории относительности и квантовой механики в их историческом развитии. Издание 2. М., 2007. – 328 с.
4. Лавриненко В. Н., Ратников В. П. Концепции современного естествознания. М.:«Юнити», 2003. – 352 с.
5. Лебедев С. А. Концепции современного естествознания. М. 2002. – 326 с.
6. Романов В. П. Концепции современного естествознания. М., 2008. – 128 с.
7. Рузавин Г. И. Концепция современного естествознания. Курс лекций. М., 2002. – 336 с.
8. Садохин А. П.. Концепция современного естествознания. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447 с.
9. Хандогина Е. К., Хандогина А. В., Рожкова З. Н. Основы медицинской генетики. М., 2009 – 176 с.
2. Коровин Н. В. Общая химия. М., 2008. – 557 с.
3. Кузнецов Б. Г.Основы теории относительности и квантовой механики в их историческом развитии. Издание 2. М., 2007. – 328 с.
4. Лавриненко В. Н., Ратников В. П. Концепции современного естествознания. М.:«Юнити», 2003. – 352 с.
5. Лебедев С. А. Концепции современного естествознания. М. 2002. – 326 с.
6. Романов В. П. Концепции современного естествознания. М., 2008. – 128 с.
7. Рузавин Г. И. Концепция современного естествознания. Курс лекций. М., 2002. – 336 с.
8. Садохин А. П.. Концепция современного естествознания. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447 с.
9. Хандогина Е. К., Хандогина А. В., Рожкова З. Н. Основы медицинской генетики. М., 2009 – 176 с.
Материалы, размещаемые в каталоге, с согласия автора, могут использоваться только в качестве дополнительного инструмента для решения имеющихся у вас задач,
сбора информации и источников, содержащих стороннее мнение по вопросу, его оценку, но не являются готовым решением.
Пользователь вправе по собственному усмотрению перерабатывать материалы, создавать производные произведения,
соглашаться или не соглашаться с выводами, предложенными автором, с его позицией.
Тема: | Выполнить задания: По теме 1. 1.В чём заключается специфика естественнонаучной и гуманитарной культур и в каком взаимоотношении они находятся ? 2.Какие открытия и научные концепции в наибольшей степени повлияли на развитие современной цивилизации? Каковы тенденции развития современного естествознания ? 3.Какова роль естественнонаучных знаний в Вашей профессиональной подготовке ? По теме 2. 1.Охарактеризуйте сущность естественнонаучного познания, его структуру и методы. 2.Чем обусловливаются антинаучные тенденции в развитии культуры и в чём опасность их проявлений ? 3.Как проявляется принцип причинности в естествознании? В каких формах выражается причинность в макроскопических процессах и в микромире? По теме 3. 1.Сформулируйте сущность динамических и статистических ( вероятностных) законов. В чём их различие и сходство ? Какие из них являются фундаментальными ? В чём особенность термодинамического метода исследования физических систем ? 2.Что понимается под универсальностью законов природы ? Чем правовой закон отличается от научного ? 3.Как Вы понимаете утверждение, что книга Природы написана языком математики ? 4.Перечислите и поясните виды симметрий и их проявление в живой и неживой природе. Какова их роль в естествознании ? По теме 4. 1.Что представляет собой естественнонаучная картина мира (ЕНКМ) ? Чем принципиально отличается современная ЕНКМ от предыдущих картин мира ? 2.Почему существует не одна , а несколько картин мира ? 3.Как изменили научную картину мира теория относительности, квантовая механика и синергетика ? 4.Что представляют собой научные революции и какова их роль в естествознании ? Охарактеризуйте одну из научных революций и какие последствия имела она для естествознания. По теме 5. 1.Вспомните понятие энтропии и формулировку второго начала термодинамики. К каким термодинамическим системам она относится ? 2.Чем отличается открытая система от изолированной ? Приведите примеры открытых систем. 3.Что изучает синергетика и каким условиям должен удовлетворять объект изучения синергетики ? Приведите примеры самоорганизации, синергетического поведения систем, известные Вам из истории естествознания, из истории развития человеческого общества. 4.В чём суть концепции развития ? универсального эволюционизма ? и т.д. |
Артикул: | 1502494 |
Дата написания: | 28.04.2009 |
Тип работы: | Контрольная работа |
Предмет: | Концепция современного естествознания |
Оригинальность: | Антиплагиат.ВУЗ — 66% |
Количество страниц: | 28 |
Скрин проверки АП.ВУЗ приложен на последней странице.
Вопросы и тесты по дисциплине «Концепции современного естествознания»
По теме 1.
1.В чём заключается специфика естественнонаучной и гуманитарной культур и в каком взаимоотношении они находятся ?
2.Какие открытия и научные концепции в наибольшей степени повлияли на развитие современной цивилизации? Каковы тенденции развития современного естествознания ?
3.Какова роль естественнонаучных знаний в Вашей профессиональной подготовке ?
По теме 2.
1.Охарактеризуйте сущность естественнонаучного познания, его структуру и методы.
2.Чем обусловливаются антинаучные тенденции в развитии культуры и в чём опасность их проявлений ?
3.Как проявляется принцип причинности в естествознании? В каких формах выражается причинность в макроскопических процессах и в микромире?
По теме 3.
1.Сформулируйте сущность динамических и статистических ( вероятностных) законов. В чём их различие и сходство ? Какие из них являются фундаментальными ? В чём особенность термодинамического метода исследования физических систем ?
2.Что понимается под универсальностью законов природы ? Чем правовой закон отличается от научного ?
3.Как Вы понимаете утверждение, что книга Природы написана языком математики ?
4.Перечислите и поясните виды симметрий и их проявление в живой и неживой природе. Какова их роль в естествознании ?
По теме 4.
1.Что представляет собой естественнонаучная картина мира (ЕНКМ) ? Чем принципиально отличается современная ЕНКМ от предыдущих картин мира ?
2.Почему существует не одна , а несколько картин мира ?
3.Как изменили научную картину мира теория относительности, квантовая механика и синергетика ?
4.Что представляют собой научные революции и какова их роль в естествознании ? Охарактеризуйте одну из научных революций и какие последствия имела она для естествознания.
По теме 5.
1.Вспомните понятие энтропии и формулировку второго начала термодинамики. К каким термодинамическим системам она относится ?
2.Чем отличается открытая система от изолированной ? Приведите примеры открытых систем.
3.Что изучает синергетика и каким условиям должен удовлетворять объект изучения синергетики ? Приведите примеры самоорганизации, синергетического поведения систем, известные Вам из истории естествознания, из истории развития человеческого общества.
4.В чём суть концепции развития ? универсального эволюционизма ?
По теме 6.
1.Какие виды материи различают в современной физике ?
2.В чём сущность идеи атомизма и полевой концепции ?
3.Какие типы фундаментальных взаимодействий рассматривает современное естествознание и в чём состоит программа их объединения ?
4.Каковы свойства пространства и времени с точки зрения классической механики ? Как формулируется механический принцип относительности ?
5.Сформулируйте постулаты специальной теории относительности (СТО).
6.В чём заключается новый взгляд на пространство и время в СТО ? Противоречат ли выводы специальной теории относительности выводам классической механики ?
7. Что изучает квантовая механика ? Что такое квант ? Запишите формулу Планка для энергии кванта света и объясните её физический смысл.
8.Что понимается под корпускулярно-волновым дуализмом света ? материи? Запишите формулу для дебройлевской длины волны.
9.Сформулируйте принцип неопределённостей Гейзенберга. Чем обусловлено его существование – непознаваемостью микромира или какимито другими причинами ?
По теме 7.
1. Что такое космология ?В чём состоит специфика космологического познания природы ?
2.Что означает расширение Вселенной ? Как оно было обнаружено ? Охарактеризуйте основные стадии расширяющейся Вселенной.
3.Что представляет собой физический вакуум ?
4.Раскройте сущность антропного принципа. Что означает выражение «тонкая подстройка Вселенной» ?
5.Бесконечность и безграничность. – Это одно и то же ?
По теме 8.
1.В чём заключается современная гипотеза о происхождении Земли ?
2.Каково строение Земли ?
3.Что представляют собой литосферные плиты ? Каковы экологические функции литосферы ?
По теме 9 .
1.В чём состоит специфика химического познания природы ? Каковы основные проблемы химии в системе современного естествознания ?
2.Что такое химический элемент, химическая реакция, химическая связь ?
3.Назовите основные законы химии.
4.Что такое реакционная способность вещества о от чего она зависит ?
5.С какими разделами физики связана современная химия ?
По теме 10.
1.Какое место занимает биология в естественнонаучном познании ?
2.Каковы концепции возникновения жизни ? Какая из них Вам кажется более убедительной? Почему проблема происхождения жизни - одна из самых трудных и интересных в науке ?
3.В чём сстоит сущность живого и каковы его основные признаки ?
4.В чём сущность редукционизма в биологическом познании ?
5.Что такое ген и геном? Что изучает генетика? Какие социально-этические проблемы стоят перед генной инженерией? Что такое клонирование?
По теме 11.
1.Что Вы знаете о происхождении и эволюции человека ? Биологическое и социальное в онтогенезе человека.- Как Вы это прокомментируете ?
2.Какие факторы приводят к потере здоровья отдельного человека и популяции ?
Что дают современные мировоззренческие знания для понимания природы здоровья ?
3.Какие особенности присущи самоактуализирующейся личности ?
По теме 12
1.Что такое биосфера и ноосфера согласно концепции В.И.Вернадского ?
2.В чём выражаются взаимоотношения Космоса и Земли ? Кого из учёных-космистов Вы знаете ?
3.Проанализируйте противоречивый характер взаимоотношений между человеком и природой . Каково содержание и в чём причины глобальных экологических проблем современности ?
Тесты для контроля усвоения важнейших терминов и понятий
1.Концепция –это
1.система основополагающих идей и взглядов;
2..субъективное мнение человека;
3.приблизительное толкование каких-либо понятий;
4.наука о природе.
2.Дифференциация наук-это
1.объединение наук по какому-то общему признаку;
2.расчленение, разложение объекта на составные элементы;
3.расчленение в процессе эволюции какой-либо науки на самостоятельные части;
4.описание истории возникновения науки.
3.Интеграция наук-это
1.процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их
дифференциации;
2.обособление наук друг от друга;
3.противопоставление наук;
4.использование научных знаний на практике.
4.Изотропность –это
1.неодинаковость свойств системы в разных направлениях;
2.одинаковость свойств системы (объекта) по всем направлениям;
3.зависимость свойств системы от температуры;
4.независимость свойств системы от температуры.
5.Неизменность какой-либо величины при изменении физических условий или по отношению к некоторым преобразованиям называется
1.дискретностью;
2.иерархией;
3.эволюцией;
4.инвариантностью.
6.Совокупность правил, приёмов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта называется
1.анализом;
2.синтезом;
3.методом;
4.парадигмой.
7.Если поведение системы описывается функциями распределения, которые позволяют найти вероятности того, что рассматриваемые величины принимают те или иные значения в некотором интервале, то речь идёт о
1.динамической теории;
2.статистической теории;
3.термодинамической теории;
4.эдектромагнитной теории.
8.К каким теориям относятся классическая механика, классическая электродинамика, феноменологическая термодинамика, специальная и общая теории относительности ?
1.к статистическим;
2.к революционным;
3.к динамическим;
4.к теории вероятности.
9.Обобщённый взгляд на мир в целом, на взаимосвязанные и самодвижущиеся элементы в нём, объясняющий всё разнообразие явлений окружающего мира на основе небольшого количества фундаментальных научных принципов, называется
1.мировоззрением;
2 миропониманием;
3.мировосприятием;
4.естественнонаучной картиной мира.
10.Метод познания, при котором предметы и явления рассматриваются в движении, в развитии, во взаимодействии, называется
1.метафизическим;
2.диалектическим;
3.теоретическим;
4.эмпирическим.
11.Неизменность (инвариантность) структуры материального объекта (или закона) относительно его преобразований называется
1.симметрией;
2.изотропностью;
3.изоморфностью;
4.асимметрией.
12.Если в какой-то изолированной системе при протекании в ней необратимых процессов энтропия возрастает, то
1.в этой системе возрастает степень её упорядоченности;
2.в этой системе возрастает степень беспорядка, возрастает деградация;
3.система становится открытой;
4.никаких изменений в системе не происходит.
13.Как изменяется энтропия системы при фазовых превращениях газ-жидкость-твёрдое тело ?
1.энтропия всё время возрастает;
2.энтропия уменьшается;
3.в жидкости энтропия увеличивается, а в твёрдом теле уменьшается;
4.в жидкости энтропия уменьшается, а в твёрдом теле возрастает
14.Наука о процессах самоорганизации в сложных открытых неравновесных системах называется
1.синергетикой;
2.кибернетикой;
3.генетикой;
4.биофизикой.
15.Что такое физический вакуум ?
1.это пустота;
2.это сильная степень разряжения газа, при которой длина свободного пробега молекул газа становится соизмеримой с размерами сосуда,в котором находится газ ;
3.это особый вид материи- наинизшее энергетическое состояние поля, в котором число частиц –квантов поля- равно нулю;
4.это газ, находящийся под давлением ниже атмосферного.
16.Какое из четырёх видов фундаментальных взаимодействий характерно для всех материальных объектов вне зависимости от их природы ?
1.электромагнитное;
2.сильное (ядерное);
3.слабое (ответственно за взаимные превращения элементарных частиц);
4.гравитационное.
17.Какова природа ниже перечисленных сил : силы трения, силы упругости, сил межмолекулярного взаимодействия, силы взаимодействия заряженных тел ?
1.все перечисленные силы по своей природе являются электромагнитными;
2.все перечисленные силы по своей природе являются ядерными;
3.силы межмолекулярного взаимодействия и трения являются гравитационными, остальные –электромагнитными;
4.силы трения и упругости являются слабыми, остальные –сильные.
18.В науке выделяют три уровня организации материи: макро-, микро- и мегамир.
Какое из утверждений Вы считаете правильным:
1.все три мира отличаются только масштабом входящих в них структур;
2.на каждом из уровней действуют свои специфические законы, но все три мира теснейшим образом взаимосвязаны;
3.законы каждого уровня организации материи противоречат законам других уровней;
4.все уровни организации материи описываются одинаковыми законами природы.
19Применительно к природе света какое из утверждений является правильным?
1.свет обладает одновременно свойствами волны и корпускулы (частицы);
2.свет это поток светящихся частиц (корпускул);
3.свет это волны, которые распространяются подобно волнам на поверхности воды;
4.природа света неизвестна.
20.Что такое фотон ?
1.это источник света;
2.это квант электромагнитного поля;
3.это составная частица ядра атома;
4.это мельчайшая частица вещества.
21.Что представляет собой дебройлевская длина волны ?
1.это наибольшая длина волны в видимой части спектра;
2.это длина волны фотона;
3.это длина волны, связанной с движущейся микрочастицей;
4.это наименьшая длина волны в видимой части спектра.
22.Какова природа волн де-Бройля ?
1.это упругие волны;
2.это электромагнитные волны;
3.это волны вероятности;
4.это сферические волны.
23.Каким закономерностям подчиняются процессы микромира ?
1.динамическим;
2.статистическим;
3.классическим;
4.Релятивистским.
24.О чём говорится в соотношении неопределённостей Гейзенберга ?
1. о том, что микромир непознаваем;
2. о том, что у микрочастицы нельзя одновременно точно определить её координату и скорость (или импульс );
3. о том, что микрочастица имеет определённые координаты и скорость;
4. о том, что в микромире отсутствуют причинно-следственные связи.
25.Что понимается под корпускулярно-волновым дуализмом материи ?
1.то, что материя может существовать в виде дискретных частиц и в виде н епрерывных полей;
2.то, что любой материальный объект характеризуется наличием как корпускулярных свойств, так и волновых.;
3.применительно к материи такого понятия нет – это относится только к свету;
4.затруднясь ответить.
26.Глобальный эволюционизм означает
1.признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции;
2.имеющие в природе место катастрофы, катаклизмы;
3.постепенное развитие Солнечной системы;
4.способность материи к самоорганизации.
27.Наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию всё более упорядоченных структур в ходе эволюции называется
1. интеграцией;
2.дифференциацией;
3.самоорганизацией;
4.формализацией.
28.Что называется точкой бифуркации?
1.это точка начала отсчёта времени с момента зарождения Вселенной;
2.это температура, при которой происходит фазовый переход вещества;
3.это точка пространства-времени, в которой кривизна его становится бесконечной;
4.это критическое состояние системы, в котором параметры системы позволяют ей перейти в новое состояние.
29.Если исходить из того, что Вселенная в широком смысле –это весь существующий мир, безграничный и бесконечный, то
1.Вселенная существует вечно;
2.Возраст Вселенной составляет примерно 15-20 млрд лет;
3.Возраст Вселенной исчисляется от рождества Христова;
4.Вселенная существует примерно 5 млрд лет.
30.Если под Вселенной понимать нашу Вселенную, к которой принадлежит Солнечная система, то
1.она возникла в результате Большого взрыва примерно 15 млрд лет назад;
2.она существует вечно;
3.она появилась в соответствии с замыслами Творца ;
4.она возникла примерно 5 млрд лет назад.
31.Говоря о строении Земли, упоминают литосферные плиты. Это
1.материки;
2.залежи полезных ископаемых;
3.крупные блоки земной коры (континентальной и океанической);
4.сгустки магмы.
32.Атмосфера Земли состоит из тропосферы, стратосферы, ионосферы и экзосферы.
Какой из этих слоёв в наибольшей степени ответственен за погоду на Земле ?
1.в первую очередь тропосфера и стратосфера;
2.ионосфера;
3.экзосфера и тропосфера;.
4.все перечисленные выше слои.
33.Химический элемент –это
1.это всё разнообразие веществ природы;
2.это наиболее простые молекулы;
3.это группа атомов с одинаковым зарядом ядра;
4.это группа атомов с одинаковыми массами.
34.От чего зависят свойства веществ согласно теории их химического строения?
1.от валентности элементов, входящих в вещество;
2.от количества веществ;
3.от массы и молярной массы вещества;
4.свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием.
35.За счёт чего происходит образование химических связей в веществах ?
1.за счёт перегруппировки атомов;
2.за счёт перестройки электронных оболочек;
3.за счёт изменения структуры атомов;
4.за счёт взаимодействия электронов и ядер атомов.
36.Какие науки создали предпосылки для возникновения современнойхимии ?
1.квантовая физика;
2.кристаллография;
3.биология;
4.биохимия.
37.Основная задача современной химии состоит
1.в исследовании структуры химических элементов;
2.в исследовании реакционной способности веществ;
3.в получении новых веществ с необходимыми свойствами;
4.в расширении таблицы Д.И.Менделеева.
38.Что такое фуллерены и какова перспектива их применения ?
1.это молекулы –многогранники, состоящие из нескольких десятков атомов углерода.
Обладают хорошей фотопроводимостью, могут быть сверхпроводниками и ферро-
магнетиками.На их основе создаютсяпринципиально новые полимерные материалы;
2.это фторсодержащие вещества с неизвестными пока свойствами;
3.это биополимеры;
4.это новые синтетические материалы, особенно распространённые в лёгкой промышлен-
ности
39.Какое из утверждений является верным : живые системы отличаются от неживых
1. только способностью к размножению;
2 только способностью к обмену веществ (метаболизму);
3.способностью к обмену веществ, самовоспроизведению путём передачи наследственной информации и изменчивостью на основе мутаций;
4.только изменчивостью на основе мутаций.
40.В вопросе о возникновении жизни современная наука отдаёт предпочтение концепции
1. креационистской;
2. концепции панспермии;
3. эволюционистской;
4. спонтанного зарождения жизни.
41.Материальным носителем генетической информации в живых организмах являются
1.молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) ;
2.ядра клеток;
3.молекулы рибонуклеиновой кислоты (РНК);
4.белки.
42.Наука о законах наследственности и изменчивости организмов называется
1. биологией;
2. генетикой;
3. кибернетикой;
4. синергетикой.
43.Совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом данного организма, называется
1.генотипом;
2.генофондом;
3.геномом;
4.геноцидом.
44.Клонирование –это
1.искусственное воспроизведение живого существа из соматической (неполовой) клетки;
2.создание организмов с новыми комбинациями наследственных свойств;
3.выведение сортов и гибридов растений и животных с нужными человеку признаками;
4.размножение живых организмов и растений.
45.Область активной жизни, в которой живые организмы и среда их обитания органически взаимосвязаны и образуют целостную динамическую систему, называется
1. атмосферой;
2. стратосферой;
3. биосферой;
4. литосферой.
46. Ноосфера- это
1. часть атмосферы, прилегающая к поверхности Земли;
2.сфера разума, область активного проявления научной мысли как главного фактора воздействия человека на окружающий мир;
3.синоним астрономического определения Вселенной;
4.совокупность звёздных систем.
Вопросы и тесты по дисциплине «Концепции современного естествознания»
По теме 1.
1.В чём заключается специфика естественнонаучной и гуманитарной культур и в каком взаимоотношении они находятся ?
2.Какие открытия и научные концепции в наибольшей степени повлияли на развитие современной цивилизации? Каковы тенденции развития современного естествознания ?
3.Какова роль естественнонаучных знаний в Вашей профессиональной подготовке ?
По теме 2.
1.Охарактеризуйте сущность естественнонаучного познания, его структуру и методы.
2.Чем обусловливаются антинаучные тенденции в развитии культуры и в чём опасность их проявлений ?
3.Как проявляется принцип причинности в естествознании? В каких формах выражается причинность в макроскопических процессах и в микромире?
По теме 3.
1.Сформулируйте сущность динамических и статистических ( вероятностных) законов. В чём их различие и сходство ? Какие из них являются фундаментальными ? В чём особенность термодинамического метода исследования физических систем ?
2.Что понимается под универсальностью законов природы ? Чем правовой закон отличается от научного ?
3.Как Вы понимаете утверждение, что книга Природы написана языком математики ?
4.Перечислите и поясните виды симметрий и их проявление в живой и неживой природе. Какова их роль в естествознании ?
По теме 4.
1.Что представляет собой естественнонаучная картина мира (ЕНКМ) ? Чем принципиально отличается современная ЕНКМ от предыдущих картин мира ?
2.Почему существует не одна , а несколько картин мира ?
3.Как изменили научную картину мира теория относительности, квантовая механика и синергетика ?
4.Что представляют собой научные революции и какова их роль в естествознании ? Охарактеризуйте одну из научных революций и какие последствия имела она для естествознания.
По теме 5.
1.Вспомните понятие энтропии и формулировку второго начала термодинамики. К каким термодинамическим системам она относится ?
2.Чем отличается открытая система от изолированной ? Приведите примеры открытых систем.
3.Что изучает синергетика и каким условиям должен удовлетворять объект изучения синергетики ? Приведите примеры самоорганизации, синергетического поведения систем, известные Вам из истории естествознания, из истории развития человеческого общества.
4.В чём суть концепции развития ? универсального эволюционизма ?
По теме 6.
1.Какие виды материи различают в современной физике ?
2.В чём сущность идеи атомизма и полевой концепции ?
3.Какие типы фундаментальных взаимодействий рассматривает современное естествознание и в чём состоит программа их объединения ?
4.Каковы свойства пространства и времени с точки зрения классической механики ? Как формулируется механический принцип относительности ?
5.Сформулируйте постулаты специальной теории относительности (СТО).
6.В чём заключается новый взгляд на пространство и время в СТО ? Противоречат ли выводы специальной теории относительности выводам классической механики ?
7. Что изучает квантовая механика ? Что такое квант ? Запишите формулу Планка для энергии кванта света и объясните её физический смысл.
8.Что понимается под корпускулярно-волновым дуализмом света ? материи? Запишите формулу для дебройлевской длины волны.
9.Сформулируйте принцип неопределённостей Гейзенберга. Чем обусловлено его существование – непознаваемостью микромира или какимито другими причинами ?
По теме 7.
1. Что такое космология ?В чём состоит специфика космологического познания природы ?
2.Что означает расширение Вселенной ? Как оно было обнаружено ? Охарактеризуйте основные стадии расширяющейся Вселенной.
3.Что представляет собой физический вакуум ?
4.Раскройте сущность антропного принципа. Что означает выражение «тонкая подстройка Вселенной» ?
5.Бесконечность и безграничность. – Это одно и то же ?
По теме 8.
1.В чём заключается современная гипотеза о происхождении Земли ?
2.Каково строение Земли ?
3.Что представляют собой литосферные плиты ? Каковы экологические функции литосферы ?
По теме 9 .
1.В чём состоит специфика химического познания природы ? Каковы основные проблемы химии в системе современного естествознания ?
2.Что такое химический элемент, химическая реакция, химическая связь ?
3.Назовите основные законы химии.
4.Что такое реакционная способность вещества о от чего она зависит ?
5.С какими разделами физики связана современная химия ?
По теме 10.
1.Какое место занимает биология в естественнонаучном познании ?
2.Каковы концепции возникновения жизни ? Какая из них Вам кажется более убедительной? Почему проблема происхождения жизни - одна из самых трудных и интересных в науке ?
3.В чём сстоит сущность живого и каковы его основные признаки ?
4.В чём сущность редукционизма в биологическом познании ?
5.Что такое ген и геном? Что изучает генетика? Какие социально-этические проблемы стоят перед генной инженерией? Что такое клонирование?
По теме 11.
1.Что Вы знаете о происхождении и эволюции человека ? Биологическое и социальное в онтогенезе человека.- Как Вы это прокомментируете ?
2.Какие факторы приводят к потере здоровья отдельного человека и популяции ?
Что дают современные мировоззренческие знания для понимания природы здоровья ?
3.Какие особенности присущи самоактуализирующейся личности ?
По теме 12
1.Что такое биосфера и ноосфера согласно концепции В.И.Вернадского ?
2.В чём выражаются взаимоотношения Космоса и Земли ? Кого из учёных-космистов Вы знаете ?
3.Проанализируйте противоречивый характер взаимоотношений между человеком и природой . Каково содержание и в чём причины глобальных экологических проблем современности ?
Тесты для контроля усвоения важнейших терминов и понятий
1.Концепция –это
1.система основополагающих идей и взглядов;
2..субъективное мнение человека;
3.приблизительное толкование каких-либо понятий;
4.наука о природе.
2.Дифференциация наук-это
1.объединение наук по какому-то общему признаку;
2.расчленение, разложение объекта на составные элементы;
3.расчленение в процессе эволюции какой-либо науки на самостоятельные части;
4.описание истории возникновения науки.
3.Интеграция наук-это
1.процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их
дифференциации;
2.обособление наук друг от друга;
3.противопоставление наук;
4.использование научных знаний на практике.
4.Изотропность –это
1.неодинаковость свойств системы в разных направлениях;
2.одинаковость свойств системы (объекта) по всем направлениям;
3.зависимость свойств системы от температуры;
4.независимость свойств системы от температуры.
5.Неизменность какой-либо величины при изменении физических условий или по отношению к некоторым преобразованиям называется
1.дискретностью;
2.иерархией;
3.эволюцией;
4.инвариантностью.
6.Совокупность правил, приёмов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта называется
1.анализом;
2.синтезом;
3.методом;
4.парадигмой.
7.Если поведение системы описывается функциями распределения, которые позволяют найти вероятности того, что рассматриваемые величины принимают те или иные значения в некотором интервале, то речь идёт о
1.динамической теории;
2.статистической теории;
3.термодинамической теории;
4.эдектромагнитной теории.
8.К каким теориям относятся классическая механика, классическая электродинамика, феноменологическая термодинамика, специальная и общая теории относительности ?
1.к статистическим;
2.к революционным;
3.к динамическим;
4.к теории вероятности.
9.Обобщённый взгляд на мир в целом, на взаимосвязанные и самодвижущиеся элементы в нём, объясняющий всё разнообразие явлений окружающего мира на основе небольшого количества фундаментальных научных принципов, называется
1.мировоззрением;
2 миропониманием;
3.мировосприятием;
4.естественнонаучной картиной мира.
10.Метод познания, при котором предметы и явления рассматриваются в движении, в развитии, во взаимодействии, называется
1.метафизическим;
2.диалектическим;
3.теоретическим;
4.эмпирическим.
11.Неизменность (инвариантность) структуры материального объекта (или закона) относительно его преобразований называется
1.симметрией;
2.изотропностью;
3.изоморфностью;
4.асимметрией.
12.Если в какой-то изолированной системе при протекании в ней необратимых процессов энтропия возрастает, то
1.в этой системе возрастает степень её упорядоченности;
2.в этой системе возрастает степень беспорядка, возрастает деградация;
3.система становится открытой;
4.никаких изменений в системе не происходит.
13.Как изменяется энтропия системы при фазовых превращениях газ-жидкость-твёрдое тело ?
1.энтропия всё время возрастает;
2.энтропия уменьшается;
3.в жидкости энтропия увеличивается, а в твёрдом теле уменьшается;
4.в жидкости энтропия уменьшается, а в твёрдом теле возрастает
14.Наука о процессах самоорганизации в сложных открытых неравновесных системах называется
1.синергетикой;
2.кибернетикой;
3.генетикой;
4.биофизикой.
15.Что такое физический вакуум ?
1.это пустота;
2.это сильная степень разряжения газа, при которой длина свободного пробега молекул газа становится соизмеримой с размерами сосуда,в котором находится газ ;
3.это особый вид материи- наинизшее энергетическое состояние поля, в котором число частиц –квантов поля- равно нулю;
4.это газ, находящийся под давлением ниже атмосферного.
16.Какое из четырёх видов фундаментальных взаимодействий характерно для всех материальных объектов вне зависимости от их природы ?
1.электромагнитное;
2.сильное (ядерное);
3.слабое (ответственно за взаимные превращения элементарных частиц);
4.гравитационное.
17.Какова природа ниже перечисленных сил : силы трения, силы упругости, сил межмолекулярного взаимодействия, силы взаимодействия заряженных тел ?
1.все перечисленные силы по своей природе являются электромагнитными;
2.все перечисленные силы по своей природе являются ядерными;
3.силы межмолекулярного взаимодействия и трения являются гравитационными, остальные –электромагнитными;
4.силы трения и упругости являются слабыми, остальные –сильные.
18.В науке выделяют три уровня организации материи: макро-, микро- и мегамир.
Какое из утверждений Вы считаете правильным:
1.все три мира отличаются только масштабом входящих в них структур;
2.на каждом из уровней действуют свои специфические законы, но все три мира теснейшим образом взаимосвязаны;
3.законы каждого уровня организации материи противоречат законам других уровней;
4.все уровни организации материи описываются одинаковыми законами природы.
19Применительно к природе света какое из утверждений является правильным?
1.свет обладает одновременно свойствами волны и корпускулы (частицы);
2.свет это поток светящихся частиц (корпускул);
3.свет это волны, которые распространяются подобно волнам на поверхности воды;
4.природа света неизвестна.
20.Что такое фотон ?
1.это источник света;
2.это квант электромагнитного поля;
3.это составная частица ядра атома;
4.это мельчайшая частица вещества.
21.Что представляет собой дебройлевская длина волны ?
1.это наибольшая длина волны в видимой части спектра;
2.это длина волны фотона;
3.это длина волны, связанной с движущейся микрочастицей;
4.это наименьшая длина волны в видимой части спектра.
22.Какова природа волн де-Бройля ?
1.это упругие волны;
2.это электромагнитные волны;
3.это волны вероятности;
4.это сферические волны.
23.Каким закономерностям подчиняются процессы микромира ?
1.динамическим;
2.статистическим;
3.классическим;
4.Релятивистским.
24.О чём говорится в соотношении неопределённостей Гейзенберга ?
1. о том, что микромир непознаваем;
2. о том, что у микрочастицы нельзя одновременно точно определить её координату и скорость (или импульс );
3. о том, что микрочастица имеет определённые координаты и скорость;
4. о том, что в микромире отсутствуют причинно-следственные связи.
25.Что понимается под корпускулярно-волновым дуализмом материи ?
1.то, что материя может существовать в виде дискретных частиц и в виде н епрерывных полей;
2.то, что любой материальный объект характеризуется наличием как корпускулярных свойств, так и волновых.;
3.применительно к материи такого понятия нет – это относится только к свету;
4.затруднясь ответить.
26.Глобальный эволюционизм означает
1.признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции;
2.имеющие в природе место катастрофы, катаклизмы;
3.постепенное развитие Солнечной системы;
4.способность материи к самоорганизации.
27.Наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию всё более упорядоченных структур в ходе эволюции называется
1. интеграцией;
2.дифференциацией;
3.самоорганизацией;
4.формализацией.
28.Что называется точкой бифуркации?
1.это точка начала отсчёта времени с момента зарождения Вселенной;
2.это температура, при которой происходит фазовый переход вещества;
3.это точка пространства-времени, в которой кривизна его становится бесконечной;
4.это критическое состояние системы, в котором параметры системы позволяют ей перейти в новое состояние.
29.Если исходить из того, что Вселенная в широком смысле –это весь существующий мир, безграничный и бесконечный, то
1.Вселенная существует вечно;
2.Возраст Вселенной составляет примерно 15-20 млрд лет;
3.Возраст Вселенной исчисляется от рождества Христова;
4.Вселенная существует примерно 5 млрд лет.
30.Если под Вселенной понимать нашу Вселенную, к которой принадлежит Солнечная система, то
1.она возникла в результате Большого взрыва примерно 15 млрд лет назад;
2.она существует вечно;
3.она появилась в соответствии с замыслами Творца ;
4.она возникла примерно 5 млрд лет назад.
31.Говоря о строении Земли, упоминают литосферные плиты. Это
1.материки;
2.залежи полезных ископаемых;
3.крупные блоки земной коры (континентальной и океанической);
4.сгустки магмы.
32.Атмосфера Земли состоит из тропосферы, стратосферы, ионосферы и экзосферы.
Какой из этих слоёв в наибольшей степени ответственен за погоду на Земле ?
1.в первую очередь тропосфера и стратосфера;
2.ионосфера;
3.экзосфера и тропосфера;.
4.все перечисленные выше слои.
33.Химический элемент –это
1.это всё разнообразие веществ природы;
2.это наиболее простые молекулы;
3.это группа атомов с одинаковым зарядом ядра;
4.это группа атомов с одинаковыми массами.
34.От чего зависят свойства веществ согласно теории их химического строения?
1.от валентности элементов, входящих в вещество;
2.от количества веществ;
3.от массы и молярной массы вещества;
4.свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием.
35.За счёт чего происходит образование химических связей в веществах ?
1.за счёт перегруппировки атомов;
2.за счёт перестройки электронных оболочек;
3.за счёт изменения структуры атомов;
4.за счёт взаимодействия электронов и ядер атомов.
36.Какие науки создали предпосылки для возникновения современнойхимии ?
1.квантовая физика;
2.кристаллография;
3.биология;
4.биохимия.
37.Основная задача современной химии состоит
1.в исследовании структуры химических элементов;
2.в исследовании реакционной способности веществ;
3.в получении новых веществ с необходимыми свойствами;
4.в расширении таблицы Д.И.Менделеева.
38.Что такое фуллерены и какова перспектива их применения ?
1.это молекулы –многогранники, состоящие из нескольких десятков атомов углерода.
Обладают хорошей фотопроводимостью, могут быть сверхпроводниками и ферро-
магнетиками.На их основе создаютсяпринципиально новые полимерные материалы;
2.это фторсодержащие вещества с неизвестными пока свойствами;
3.это биополимеры;
4.это новые синтетические материалы, особенно распространённые в лёгкой промышлен-
ности
39.Какое из утверждений является верным : живые системы отличаются от неживых
1. только способностью к размножению;
2 только способностью к обмену веществ (метаболизму);
3.способностью к обмену веществ, самовоспроизведению путём передачи наследственной информации и изменчивостью на основе мутаций;
4.только изменчивостью на основе мутаций.
40.В вопросе о возникновении жизни современная наука отдаёт предпочтение концепции
1. креационистской;
2. концепции панспермии;
3. эволюционистской;
4. спонтанного зарождения жизни.
41.Материальным носителем генетической информации в живых организмах являются
1.молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) ;
2.ядра клеток;
3.молекулы рибонуклеиновой кислоты (РНК);
4.белки.
42.Наука о законах наследственности и изменчивости организмов называется
1. биологией;
2. генетикой;
3. кибернетикой;
4. синергетикой.
43.Совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом данного организма, называется
1.генотипом;
2.генофондом;
3.геномом;
4.геноцидом.
44.Клонирование –это
1.искусственное воспроизведение живого существа из соматической (неполовой) клетки;
2.создание организмов с новыми комбинациями наследственных свойств;
3.выведение сортов и гибридов растений и животных с нужными человеку признаками;
4.размножение живых организмов и растений.
45.Область активной жизни, в которой живые организмы и среда их обитания органически взаимосвязаны и образуют целостную динамическую систему, называется
1. атмосферой;
2. стратосферой;
3. биосферой;
4. литосферой.
46. Ноосфера- это
1. часть атмосферы, прилегающая к поверхности Земли;
2.сфера разума, область активного проявления научной мысли как главного фактора воздействия человека на окружающий мир;
3.синоним астрономического определения Вселенной;
4.совокупность звёздных систем.
Файлы артикула: Выполнить задания: По теме 1. 1.В чём заключается специфика естественнонаучной и гуманитарной культур и в каком взаимоотношении они находятся ? 2.Какие открытия и научные концепции в наибольшей степени повлияли на развитие современной цивилизации? Каковы тенденции развития современного... по предмету концепция современного естествознания
Пролистайте "Выполнить задания: По теме 1. 1.В чём заключается специфика естественнонаучной и гуманитарной культур и в каком взаимоотношении они находятся ? 2.Какие открытия и научные концепции в наибольшей степени повлияли на развитие современной цивилизации? Каковы тенденции развития современного..." и убедитесь в качестве
После покупки артикул автоматически будет удален с сайта до 22.01.2025
Посмотреть остальные страницы ▼
Честный антиплагиат!
Уникальность работы — 66% (оригинальный текст + цитирования, без учета списка литературы и приложений), приведена по системе Антиплагиат.ВУЗ на момент её написания и могла со временем снизиться. Мы понимаем, что это важно для вас, поэтому сразу после оплаты вы сможете бесплатно поднять её. При этом текст и форматирование в работе останутся прежними.
Гарантируем возврат денег!
Качество каждой готовой работы, представленной в каталоге, проверено и соответствует описанию. В случае обоснованных претензий мы гарантируем возврат денег в течение 24 часов.
Утром сдавать, а работа еще не написана?
Через 30 секунд после оплаты вы скачаете эту работу!
Сегодня уже купили 35 работ. Успей и ты забрать свою пока это не сделал кто-то другой!
ПРЕДЫДУЩАЯ РАБОТА
Экономические реформы правительства М. Тэтчер (1979–1989 гг.)
СЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА
Выполнить задания: Задача 1. Матрицы и операции над ними Определить размерность матриц А и В, написать транспонированные и обратные матрицы....