Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования информационных технологий обучения в сфере образования 5
1.1. Понятие информационных и информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в педагогической науке 5
1.2. Особенности применения информационно-коммуникативных технологий в начальной школе 8
1.3. Формы и методы работы с использованием ИКТ для формирования универсальных учебных действий младших школьников 11
Выводы по главе 1 13
Глава 2. Экспериментальное исследование применения информационно-коммуникативных технологий в начальной школе 14
2.1. Организация и методы исследования, результаты констатирующей диагностики 14
2.2. Содержание экспериментальной (формирующей) работы по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников с помощью ИКТ 21
2.3 Оценка эффективности экспериментальной работы 23
Выводы по главе 2 28
Заключение 29
Библиографический список 31
Приложения
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях перед школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. Мы живем в 21 веке, когда в жизни современного общества важнейшее место занимают информация, интернет и современные технологии. Естественно, педагоги начального звена образования должны успевать идти в ногу со временем, успевать осваивать новые знания и умения для передачи их следующему поколению – младшим школьникам.
Именно включение информационных или, как их еще называют, информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Целью настоящего исследования является теоретическое и практическое обоснование эффективности применения информационных технологий для развития у учащихся универсальных учебных действий в образовательном процессе начальной школы.
Объект исследования дипломной работы – процесс использования ИКТ познавательных УУД у младших школьников.
Предметом настоящего исследования являются условия применения средств информационных технологий для развития познавательных УУД у младших школьников.
Информационные технологии в сфере образования. А также похожие готовые работы: страница 16 #1205424
Артикул: 1205424
- Предмет: Акмеология и психология развития
- Уникальность: 72% (Антиплагиат.ВУЗ)
- Разместил(-а): 541 Юлия в 2021 году
- Количество страниц: 49
- Формат файла: docx
1 999p.
Законодательные и нормативные акты
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. – М.: Сфера, 2020. – 80 с.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования от 8 апреля 2015г [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/content/files/poop_noo_reestr_02.pdf (дата обращения: 07.01.2021).
Монографии, диссертации, научные сборники, учебники
3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://knigi.link/psihologiya-pedagogicheskaya/pedagogika-prakticheskaya-psihologiya-rostov.html (дата обращения: 28.12.2021).
4. Белошистая А.В. Теоретические основы организации обучения в начальных классах / А. В. Белошистая, В. В. Левитес. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2019. – 129 с.
5. Боброва И. И. Информационные технологии в образовании / И. И. Боброва, Е. Г. Трофимов. – 3-е изд. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 195 с.
6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 399 с.
7. Болотова А.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся младших классов посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. – Вологда: ВПК, 2011. – С. 99 - 101.
8. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебное пособие / А. К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c.
9. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте // Сайт Издательский дом «Первое сентября». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200600812 (дата обращения: 11.01.2021).
10. Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л.М. Орлова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 2014. – 256 с.
11. Ефимова И. Ю. Новые информационно-коммуникационные технологии в образовании в условиях ФГОС / И. Ю. Ефимова, И. Н. Мовчан, Л. А. Савельева. – М.: ФЛИНТА, 2017 – 150 с.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2016. –128 с.
13. Караганова Т.Н. (ред.) Современные образовательные технологии и их роль в развитии младших школьников. Сборник материалов научно-практической конференции. Череповец, 12 мая 2010 года. Вологда, 2011. 147 с.
14. Коджаспирова Г. М. Общие основы педагогики. – М.: Юрайт, 2018. – 151 с.
15. Мухина Т.Г. Психология и педагогика. Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2015. – 227 с.
16. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.гос. ун-та, 2013 – 227 с.
17. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания / М., 2013 – 39 с.
18. Пидкасистый П.И. (ред.) Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2010. –714 с.
19. Сандалова Н.Н. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Дис. ... канд. педагог. Наук.– Уфа, 2016. – 229 с.
20. Тевс Д.П., Подковырова В. Н. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе: -методическое. – Барнаул: БГПУ, 2018.- 45 с.
21. Тимофеева Е.Н. Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы III Междунар. научн.‐практ. конф. (Чебоксары, 31 июля 2015г.) / Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - 304 с.
22. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. И. Булин, Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е.Н. Хохлова. – М.: Просвещение, 2017 – 80 с.
23. Хрестоматия по педагогической психологии / Сост., авт. ввод. статей Е.Ю. Савин. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013 – 174 с.
24. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М.: Академия, 2016. – 288 с.
Научные статьи и другие публикации периодических изданий
25. Аглоткова Н.Н. ИКТ-компетентность - фундамент для формирования УУД в современной школе // Интернет-технологии в образовании Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – 2018. – 128-131 с.
26. Аствацатуров Г.И. Технология конструирования мультимедийного урока // Учебный год. –2013. – №2. – С. 79-85.
27. Богданова Д.А. Об использовании ИКТ в школах // Новые информационные технологии в образовании материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. – 2015 – 31-36 с.
28. Вылегжанина Е.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Е. А. Вылегжанина, Н. Н. Мальцева // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита, 2015. — С. 4-6.
29. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Современная педагогика. – 2011. – № 8. – С. 21-33.
30. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. — № 4. – С.14-19.
31. Деменцова В. И. Роль информационно-коммуникационных технологий в познавательной деятельности учащихся // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. – 78 с.
32. Долян Е.И. Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития // Наука и современность. – 2014. – № 1. – С. 51–58.
33. Иванько М.А., Романчук Е.Е. Современные IT-технологии в школах России // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 1. – С. 25-28.
34. Кронникова М.С. Информационно-коммуникативные технологии как эффективное средство формирования универсальных учебных действий младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-ikt-kak-effektivnoe-sredstvo-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih (дата обращения: 17.01.2021).
35. Очиров Г.Д. Информационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников // Педагогический журнал. – 2019. – Т. 9. № 1. – С. 13-19.
36. Панина Л.А. ИКТ как средство формирования универсальных учебных действий УУД в рамках ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/643338/ (дата обращения: 29.01.2021).
37. Разина Н. Ю. Использование информационных технологий в начальной школе [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/03/24/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-v-nachalnoy (дата обращения: 24.01.2021).
38. Расулов Х.А. Проблемы внедрения инновационных технологий в педагогическую практику // Наука и образование сегодня. –2018. – № 4 (27). – 62-63 с.
39. Сиденко Е. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе, 2017. – № 3. – С.18-23.
40. Соколовская Е.В. Использование компьютерных технологий в начальной школе [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-primenenie-kompyuternyh-tehnologii-v-nachalnoi-shkole.html (дата обращения: 27.01.2021).
41. Таныхина О.А. Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/521935/ (дата обращения: 10.12.2020).
42. Троицкая О.Н., Рудакова Н.П. О необходимости подготовки учащихся начальной школы к продолжению образования с ИКТ-поддержкой в основной школе // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2017. – Т. 1. – № 2. – 68-71 с.
43. Ширинкина С.Н Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/579575/ (дата обращения: 30.09.2020).
44. Юркина С. В. Использование ИКТ в начальной школе / С. В. Юркина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/565527/ (дата обращения: 30.01.2021).
Источники статистических данных, энциклопедии, словари.
45. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд. – М.: Прайм-Еврознак, 2013. - 632 с.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. – М.: Сфера, 2020. – 80 с.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования от 8 апреля 2015г [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/content/files/poop_noo_reestr_02.pdf (дата обращения: 07.01.2021).
Монографии, диссертации, научные сборники, учебники
3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://knigi.link/psihologiya-pedagogicheskaya/pedagogika-prakticheskaya-psihologiya-rostov.html (дата обращения: 28.12.2021).
4. Белошистая А.В. Теоретические основы организации обучения в начальных классах / А. В. Белошистая, В. В. Левитес. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2019. – 129 с.
5. Боброва И. И. Информационные технологии в образовании / И. И. Боброва, Е. Г. Трофимов. – 3-е изд. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 195 с.
6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 399 с.
7. Болотова А.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся младших классов посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. – Вологда: ВПК, 2011. – С. 99 - 101.
8. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебное пособие / А. К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c.
9. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте // Сайт Издательский дом «Первое сентября». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200600812 (дата обращения: 11.01.2021).
10. Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л.М. Орлова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 2014. – 256 с.
11. Ефимова И. Ю. Новые информационно-коммуникационные технологии в образовании в условиях ФГОС / И. Ю. Ефимова, И. Н. Мовчан, Л. А. Савельева. – М.: ФЛИНТА, 2017 – 150 с.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2016. –128 с.
13. Караганова Т.Н. (ред.) Современные образовательные технологии и их роль в развитии младших школьников. Сборник материалов научно-практической конференции. Череповец, 12 мая 2010 года. Вологда, 2011. 147 с.
14. Коджаспирова Г. М. Общие основы педагогики. – М.: Юрайт, 2018. – 151 с.
15. Мухина Т.Г. Психология и педагогика. Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2015. – 227 с.
16. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.гос. ун-та, 2013 – 227 с.
17. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания / М., 2013 – 39 с.
18. Пидкасистый П.И. (ред.) Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2010. –714 с.
19. Сандалова Н.Н. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Дис. ... канд. педагог. Наук.– Уфа, 2016. – 229 с.
20. Тевс Д.П., Подковырова В. Н. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе: -методическое. – Барнаул: БГПУ, 2018.- 45 с.
21. Тимофеева Е.Н. Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы III Междунар. научн.‐практ. конф. (Чебоксары, 31 июля 2015г.) / Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - 304 с.
22. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. И. Булин, Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е.Н. Хохлова. – М.: Просвещение, 2017 – 80 с.
23. Хрестоматия по педагогической психологии / Сост., авт. ввод. статей Е.Ю. Савин. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013 – 174 с.
24. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М.: Академия, 2016. – 288 с.
Научные статьи и другие публикации периодических изданий
25. Аглоткова Н.Н. ИКТ-компетентность - фундамент для формирования УУД в современной школе // Интернет-технологии в образовании Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – 2018. – 128-131 с.
26. Аствацатуров Г.И. Технология конструирования мультимедийного урока // Учебный год. –2013. – №2. – С. 79-85.
27. Богданова Д.А. Об использовании ИКТ в школах // Новые информационные технологии в образовании материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. – 2015 – 31-36 с.
28. Вылегжанина Е.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Е. А. Вылегжанина, Н. Н. Мальцева // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита, 2015. — С. 4-6.
29. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Современная педагогика. – 2011. – № 8. – С. 21-33.
30. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. — № 4. – С.14-19.
31. Деменцова В. И. Роль информационно-коммуникационных технологий в познавательной деятельности учащихся // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. – 78 с.
32. Долян Е.И. Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития // Наука и современность. – 2014. – № 1. – С. 51–58.
33. Иванько М.А., Романчук Е.Е. Современные IT-технологии в школах России // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 1. – С. 25-28.
34. Кронникова М.С. Информационно-коммуникативные технологии как эффективное средство формирования универсальных учебных действий младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-ikt-kak-effektivnoe-sredstvo-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih (дата обращения: 17.01.2021).
35. Очиров Г.Д. Информационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников // Педагогический журнал. – 2019. – Т. 9. № 1. – С. 13-19.
36. Панина Л.А. ИКТ как средство формирования универсальных учебных действий УУД в рамках ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/643338/ (дата обращения: 29.01.2021).
37. Разина Н. Ю. Использование информационных технологий в начальной школе [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/03/24/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-v-nachalnoy (дата обращения: 24.01.2021).
38. Расулов Х.А. Проблемы внедрения инновационных технологий в педагогическую практику // Наука и образование сегодня. –2018. – № 4 (27). – 62-63 с.
39. Сиденко Е. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе, 2017. – № 3. – С.18-23.
40. Соколовская Е.В. Использование компьютерных технологий в начальной школе [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-primenenie-kompyuternyh-tehnologii-v-nachalnoi-shkole.html (дата обращения: 27.01.2021).
41. Таныхина О.А. Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/521935/ (дата обращения: 10.12.2020).
42. Троицкая О.Н., Рудакова Н.П. О необходимости подготовки учащихся начальной школы к продолжению образования с ИКТ-поддержкой в основной школе // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2017. – Т. 1. – № 2. – 68-71 с.
43. Ширинкина С.Н Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/579575/ (дата обращения: 30.09.2020).
44. Юркина С. В. Использование ИКТ в начальной школе / С. В. Юркина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/565527/ (дата обращения: 30.01.2021).
Источники статистических данных, энциклопедии, словари.
45. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд. – М.: Прайм-Еврознак, 2013. - 632 с.
Материалы, размещаемые в каталоге, с согласия автора, могут использоваться только в качестве дополнительного инструмента для решения имеющихся у вас задач,
сбора информации и источников, содержащих стороннее мнение по вопросу, его оценку, но не являются готовым решением.
Пользователь вправе по собственному усмотрению перерабатывать материалы, создавать производные произведения,
соглашаться или не соглашаться с выводами, предложенными автором, с его позицией.
Тема: | Информационные технологии в сфере образования |
Артикул: | 1205424 |
Дата написания: | 10.02.2021 |
Тип работы: | Дипломная работа |
Предмет: | Акмеология и психология развития |
Оригинальность: | Антиплагиат.ВУЗ — 72% |
Количество страниц: | 49 |
Файлы артикула: Информационные технологии в сфере образования. А также похожие готовые работы: страница 16 по предмету акмеология и психология развития
Приложения.docx
38.3 КБ
Пролистайте "Информационные технологии в сфере образования. А также похожие готовые работы: страница 16" и убедитесь в качестве
После покупки артикул автоматически будет удален с сайта до 26.02.2025
Посмотреть остальные страницы ▼
Честный антиплагиат!
Уникальность работы — 72% (оригинальный текст + цитирования, без учета списка литературы и приложений), приведена по системе Антиплагиат.ВУЗ на момент её написания и могла со временем снизиться. Мы понимаем, что это важно для вас, поэтому сразу после оплаты вы сможете бесплатно поднять её. При этом текст и форматирование в работе останутся прежними.
Гарантируем возврат денег!
Качество каждой готовой работы, представленной в каталоге, проверено и соответствует описанию. В случае обоснованных претензий мы гарантируем возврат денег в течение 24 часов.
Утром сдавать, а работа еще не написана?
Через 30 секунд после оплаты вы скачаете эту работу!
Сегодня уже купили 60 работ. Успей и ты забрать свою пока это не сделал кто-то другой!
ПРЕДЫДУЩАЯ РАБОТА
Особенности фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР
СЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА
Кожа. Функции