Музейная педагогическая концепция Зеленко и ее использование в современных практиках детских музеев (на примере детского музея г. Ноябрьска)

Артикул: 1306229
2 970p.
Оплатите работу одним из 20 способов и сразу скачайте.
После оплаты работа автоматически будет удалена с сайта.
Никто кроме вас не сможет посмотреть её до 25.05.2020
Как получить эту работу? Как получить эту работу через 2 минуты?
Введение 3
1.Развитие музейной педагогики в деятельности А.У.Зеленко 10
1.1.Основы музейной педагогики 10
1.2.Возникновение детских музеев в России в 1900-1930-е гг. 18
1.3. Проект Детского музея А.У.Зеленко 26
2.Ноябрьский детский музей 35
2.1.Музейная педагогика в детских музеях 35
2.2.Возникновение Ноябрьского детского музея 41
2.3.Особенности деятельности Ноябрьского детского музея 44
Заключение 55
Список использованной литературы 58

... В период становления музейной педагогики как научной дисциплины их взгляды, обогащенные сформировавшейся к концу 1980-х годов концепцией нового педагогического мышления, в основе которого лежали идеи гуманизации и гуманитаризации образования через обращение к мировой культуре, истории, духовным ценностям, стали особенно актуальными.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе (М.Ю.Юхневич, Б.А. Столяров, А.Г. Бойко, О.А. Ботякова и др.) . Несмотря на утверждение идей дифференцированного подхода к различным категориям посетителей, основное внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на детской и подростковой аудитории . Ведущей тенденцией музейной педагогики становится в этой связи переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителем к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре.
Поскольку музейная педагогика стала учебной дисциплиной, то были созданы и учебные пособия по музейной педагогике (Б.А.Столяров, Г.П.Долженко, Б.В.Емельянов и др.) .
Эмпирической базой исследования стал сайт Ноябрьского детского музея, на котором содержится основная информация по основам деятельности этого учреждения . Исследований, посвященных музею в Ноябрьске, практически нет . Немногочисленные аналитические материалы касаются, в основном, концепции развития музея, его структуры, повседневной работы. Упоминает о Ноябрьском музее Б.А. Столяров, высказывая сомнение в попытке музея совместить педагогические задачи, которые ставит перед собой данный музей и реальность самого учреждения, в котором опираются «не на подлинник, а на любой предмет, коль скоро он служит образованию, то есть развитию личности» . Следствием является «второстепенное значение (вплоть до полного) отсутствия функций хранения и научного исследования коллекции. Их может просто не быть в этом своеобразном музее, фонды которого формируются не столько по традиционным законам и правилам коллекционирования, сколько с целью решения образовательных задач с ориентацией на детскую и семейную аудиторию» . Несомненно, опасность превалирования педагогических функций над музейными, существует. Музей в Ноябрьске пытается решать эту проблему.
Также основой исследования стали материалы о жизни и деятельности А.У.Зеленко. Александр Устинович Зеленко - выдающийся педагог, один из организаторов первых внешкольных учреждений в России, автор идеи и проекта Детского Дворца (Дворца-Музея ребенка). С 1903 по 1904 год он провел в США, где познакомился с постановкой воспитания и обучения детей и деятельностью сеттльментов, созданных с целью проведения просветительной работы. В русле широко распространенных в начале XX века идей свободного воспитания (культ свободы личности, самообразования и т. д.) по инициативе А.У. Зеленко было создано общество «Сетлемент» - нечто вроде поселка для детей и подростков, с входящими в его состав мастерскими - слесарной, столярной и швейной. В середине 1920-х годов А.У. Зеленко снова побывал за границей, изучая опыт внешкольных форм обучения и воспитания в США, в Европе (Англии, Германии) и Японии. Изученный опыт и личные впечатления легли в основу книг «Детские музеи в Северной Америке» и «Сельские клубы молодёжи в Северной Америке», изданных в 1926 году в Москве. Через год вышла его книга «Школьный музей». Детский музей, как полагал Зеленко, должен служить маленьким посетителям так же, как обычный музей – взрослым. Зеленко создал методику деятельности детского музея, заложил основы музейной педагогики. Среди исследователей жизни и деятельности А.У.Зеленко можно назвать Л.М.Шляхтину, Е.Н.Мастеницу .
Источниками исследовательской деятельности А.У.Зеленко являются его труды ., которые во многом служат методикой создания детских музеев в России по сей день.
В целом можно отметить немногочисленность исследований о жизни и деятельности А.У.Зеленко, идеи которого еще требуют дальнейшего изучения.
Структура исследования: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список использованной литературы.
1. Альварес Д. Детский музей в Каракасе // Museum. - 1986. - № 150.
2. Анциферов Н.П. Теория и практика экскурсий по обществоведению. - Л., 1926.
3. Бакушинский А.В. Исторические экскурсии как способ углубления и повторения учебного курса// Бакушинский А.В. Исследования и статьи. - М., 1981.
4. Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. - М., 1973.
5. Бойко А.Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности: учеб. пособие для вузов. – М.: М-во образования и науки РФ, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена [и др.]. - СПб.: НП-Принт, 2007. - 135 с.
6. Босх Ж.В. Музеон: Новые перспективы // Museum. - 1987. - № 155.
7. Боч Г.Н. Почвенные экскурсии школьного типа. - П., 1922.
8. В музее детской книги // Детская литература. - 1935. - № 5.
9. В музее пропаганды детской книги // Детская литература. - 1935. - № 2
10. Величкина Г. Сказка в музее // Мир музея. - 1994. - № 6.
11. Волина В. Дети и книга // Советский музей. - 1938. - № 9.
12. Гильмутдинова Г.М. Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики (зарубежный и отечественный опыт)// Сайт Института истории им. Ш. Марджани АН РТ: http://www.tataroved.ru/institut/
13. Гревс И.М. К теории и практике «Экскурсий» как орудия научного изучения истории в университетах. - СПб, 1910. - 56 с.
14. Детский музей - пространство педагогического эксперимента // Ребенок в музее (Социологический и психолого-педагогический аспекты) / Рос. ин-т культурологии. - М., 1993. - (Музееведение). - Гл. 4.
15. Детский музей // Полунина Н., Фролов А. Основатели: Российские просветители. - М., 1990.
16. Детский музей города Ноябрьска: Концепция развития / Науч. ред. Н.А.Никишин. - Ноябрьск; Москва, 1997.
17. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие (Серия «Туризм и сервис»). - М.; Ростов н/Д, 2005.
18. Дурылина С.Н. Музей детского труда // Свободное воспитание. - 1907-1908. - № 2.
19. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. - М., 2007.
20. Зеленко А. У. Детские музеи в Северной Америке. - М., 1926.
21. Зеленко А.У. Детский музей // Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.Г. Калашникова. – Т. 2. – М., 1928.
22. Зеленко А.У. Школьные музеи. - М., 1927.
23. Иванова Е., Калугина Т. Музей и дети: зарубежный опыт // Творчество. - 1986. - № 4.
24. Киричко Н.С. Детский музей в Бруклине // Изв. Мос. гор. Думы. Отдел общий. - 1915. - № 7-8.
25. Кольб П.Л. Детский музей в США. Факты, интерпретация, методы посредничества: К вопросу о сравнительной музейной педагогике: (Реф.). - М., 1986. - (Музейное дело и охрана памятников / ГБЛ. НИО Информкультура).
26. Макарова Н.Г. Детские музеи Америки: история и современность // Музейная педагогика за рубежом: работа музеев с детской аудиторией / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Сост. и ред. М.Ю. Юхневич. - М., 1997.
27. Макарова Н.Г. Проект «ДОМ: Детский Открытый Музей в Москве» // Междунар. музейно-пед. семинар «Здравствуй, музей!» / Гос. Рус. музей. С.-Петербург. Гос. ун-т пед. мастерства. - СПб., 1995.
28. Макарова Н.П. Семья в Детском музее г. Ноябрьска // Ориентиры культурной политики: Информ. вып. № 4 / М-во культуры РФ. Рос. ин-т переподгот. работников искусства, культуры и туризма. Гл. ИВЦ. - М., 1997.
29. Макарова-Таман Н.Г., Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Детские музеи в России и за рубежом. М., 2001.
30. Мастеница Е.Н. Детский музей как лейтмотив педагогической деятельности А.У. Зеленко // Исторические персоналии: мотивировка и мотивации поступков. Материалы Всерос. научной конф. 16-17 дек. 2002 г. С-Петербург / Под ред. С. Н. Полторака. – СПб.: Нестор, 2002 – С. 164-169.
31. Медведева Е.Б. Германия - страна детских музеев // Вестник Ассоциации «ОТКРЫТЫЙ МУЗЕЙ». - 1999. - № 1-2.
32. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина / Культурно-образовательная деятельность музеев. - М., 1997. - С.102-105.
33. Межлумян К.С. Центр детского творчества в Ереване // Museum. - 1984. - № 144.
34. Мексин Я.П. Октябрьская выставка в Музее детской книги // Советский музей. - 1937. - № 9-10.
35. Мексин Я.П. Из опыта музейно-выставочной работы с детьми (по материалам базы пропаганды детской книги при Музее по народному образованию) // Сов. музей. - 1932. - № 2.
36. Музееведение. Музеи мира. – М., 1991.
37. Музей и общество. Проблемы взаимодействия: Сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Вып.3. - М., 2001.
38. Музей игрушки: об игрушке, кукольном театре, начатках труда и знаний и о книге для ребенка /Сост.: Н. Бартрам, Е. Овчинникова. - Л., 1928.
39. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.
40. Музейная педагогика за рубежом: Работа музеев с детской аудиторией // Серия электронных изданий MUSEUM PRO. Вып. 5.0. М., 1997. – 72 с. // www.museum.ru/future/lmp/web/archive/m-pro_5.pdf.
41. Нагорский Н.В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика. - 2005. - №4. - С.27-34.
42. Нагорский Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. - 2005. - № 5. - С.3-12.
43. Никонова А. А. Амбивалентность музейного просветительства // Музейный просвет. СПб., 2009. С. 155.
44. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мире культуры. - М., 2002.
45. Петровская Н.А. Детский исторический музей в Петербурге // Ориентиры культурной политики: Информ. вып. № 4 / М-во культуры РФ. Рос. ин-т переподгот. работников искусства, культуры и туризма. Гл. ИВЦ. - М., 1997.
46. Работа с посетителями в музее. Методическое пособие. №1. - Ноябрьск, 2008. – 62 с.
47. Разгон А.М. Некоторые направления научных исследований деятельности школьных музеев // Коммунистическое воспитание учащихся музейными средствам / НИИ культуры. – М., 1983. – (Сб. науч. тр.; № 122).
48. Райков Б.Е. Методика и техника ведения экскурсий. - П., 1921.
49. Рашитова Р. С. Детский музей (к истории вопроса) // Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика практика. Сб. науч. трудов. /НИИ культуры. М.,1989. С. 71.
50. Розенталь Л.В. Пути изучения музейного зрителя. – М., 1928.
51. Розенталь Л.В. Формы массовой политпросветработы в музее и изучение музейного зрителя (1932) // Музееведческая мысль в России XVIII - XX вв. Сборник документов и материалов. Под ред. Э.А. Шулеповой. - М. «Этерна», 2010. - 960 с.
52. Роль музея в системе общего образования // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2006. - № 2.
53. Российская музейная энциклопедия. - М., 2005.
54. Сотникова С. И. Музеология как междисциплинарное знание // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе. Томск, 2002. С. 9.
55. Столяров Б.А. и др. Основы экскурсионного дела: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. - СПб., 2002.
56. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2004. - 216 с.
57. Тимофеева Л.С. Музейно-педагогические начала в экскурсионных первой трети ХХ века // Вестник КГУКИ. – 2012. - № 3-2. - С.49-52.
58. Шляхтина Л.М., Мастеница Е.Н. Музейно-педагогическая мысль в России. Исторические очерки/ СПб., СПбГУКИ, 2006. С. 210-221.
59. Экскурсионное дело. – 1921. - № 1. - С.204-205
60. Юхневич М.Ю. Детский музей: прошлое и настоящее /Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела) / Сост. И.М. Коссова, ИПРИКТ РФ.- М.,1997. - С.26-31.
61. Юхневич М.Ю. Образовательные музеи (педагогический, школьный, детский). - М., 2007. - 168 с.
62. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие. - М., 2001
Тема: Музейная педагогическая концепция Зеленко и ее использование в современных практиках детских музеев (на примере детского музея г. Ноябрьска)
Артикул: 1306229
Дата написания: 01.06.2015
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Музейная педагогика. Музеология
ВУЗ: КФУ (Казанский (Приволжский) федеральный университет)
Научный: Тимофеева Л.С.
Оригинальность: Антиплагиат.ВУЗ — 87%
Количество страниц: 63
Работа представлена на примере детского музея г. Ноябрьска

Пролистайте работу и убедитесь в качестве

После покупки работа автоматически будет удалена с сайта до 25.05.2020
Дипломная — Музейная педагогическая концепция Зеленко и ее использование в современных практиках детских музеев (на — 1
Дипломная — Музейная педагогическая концепция Зеленко и ее использование в современных практиках детских музеев (на — 2
Дипломная — Музейная педагогическая концепция Зеленко и ее использование в современных практиках детских музеев (на — 3
Дипломная — Музейная педагогическая концепция Зеленко и ее использование в современных практиках детских музеев (на — 4
Дипломная — Музейная педагогическая концепция Зеленко и ее использование в современных практиках детских музеев (на — 5
Дипломная — Музейная педагогическая концепция Зеленко и ее использование в современных практиках детских музеев (на — 6
Посмотреть остальные страницы ▼
Работа успешно защищена! Работа успешно защищена!
Работа успешно защищена в 2015 году, продается только на этом сайте в итоговом варианте после устранения всех имевшихся замечаний. Вместе с работой вы получите все приложения и подготовленные дополнительные материалы.
Честный антиплагиат! Честный антиплагиат!
Оригинальность работы — 87%, приведена по системе Антиплагиат.ВУЗ на момент её написания и могла со временем несколько снизиться. Мы понимаем, что это важно для вас, поэтому сразу после оплаты вы сможете бесплатно поднять её. При этом текст и форматирование в работе останутся прежними, без лишних спец. символов и т.п.
Гарантируем возврат денег! Гарантируем возврат денег!
Качество каждой готовой работы представленной в каталоге проверено и соответствует описанию. В случае обоснованных претензий мы гарантируем возврат денег в течение 24 часов.
Внести изменения в работу? Внести изменения в работу?
Готовая работа вам подходит, но нужно добавить ещё пару параграфов? Автор написавший её обязательно доделает её для вас. Изменение готовой работы по вашим требованиям возможно за дополнительную плату. Для этого оформите заявку.

Утром сдавать, а работа еще не написана?

Утром сдавать, а работа еще не написана?
Через 30 секунд после оплаты вы скачаете эту работу!
Сегодня уже купили 190 работ. Успей и ты забрать свою пока это не сделал кто-то другой!
Ничего не подошло? Узнай цену написания твоей работы — сэкономь 300р.!
+
Прикрепить файлы
Как это было у тех, кто заказал раньше тебя?.. Не забудь оставить свой отзыв!