Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты технологии развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся во внеурочной деятельности по биологии 7
1.1. Сущность понятий мышления, критического мышления и его особенности 7
1.2. Специфика формирования навыков критического мышления 11
1.3. Сущность внеурочной деятельности по биологии 17
Выводы по I главе 22
Глава 2. Экспериментальная работа использования технологии развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся во внеурочной деятельности по биологии 23
2.1. Диагностика сформированности навыков критического мышления у учащихся 23
2.3. Организация деятельности педагога по формированию навыков критического мышления у школьников на уроках биологии 28
2.4. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию навыков критического мышления у школьников на уроках биологии 34
Выводы по II главе 40
Заключение 42
Список литературы 44
мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся во внеурочной деятельности по биологии.
Объект исследования - критическое мышление школьников.
Предмет исследования - технологии развития критического мышления как средство формирования познавательных действий обучающихся во внеурочной деятельности по биологии.
Гипотеза исследования состоит в том, что работа на уроках биологии по формированию навыков критического мышления будет успешной при реализации следующих условий:
‒ реализация системы упражнений для формирования критического мышления;
‒ поэтапность формирования навыков критического мышления.
Задачи исследования:
рассмотреть сущность понятия мышления, критического мышления и его особенности:
проанализировать специфику формирования навыков критического мышления;
исследовать сущность внеурочной деятельности по биологии;
провести экспериментальное исследование использования технологии развития критического мышления как средства формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся во внеурочной деятельности по биологии.
Теоретико-методологические основы исследования представлены трудами таких ученых, как:
– О.Н. Васильева, К.В. Ващенко, А.Ю. Загайнова, Т.Ю. Куликова, О.М. Разумникова, К.Ш. Шарифзянова и др. о сущности и специфике критического мышления;
– Н.В. Береснева, В.А. Галушкина, С.Н. Дегтярев, С.А. Мягкова и др. о специфике формирования и развития навыков критического мышления.
Методы исследования:
‒ теоретические методы: изучение и анализ научной педагогической, методической и психологической литературы по теме исследования; классификация, обобщение, синтез, систематизация исследований;
‒ эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, измерение, педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования состоит в том, что нами обобщен материал о специфике формирования критического мышления у школьников на уроках биологии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный материал может быть использован в дальнейших разработках данной проблемы; предложенную систему упражнений можно использовать в работе учителя на уроках биологии.
Теоретическая значимость исследования: обобщена литература по теме исследования, проанализирована специфика формирования навыков критического мышления, представлены технологии развития критического мышления как средства формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся во внеурочной деятельности по биологии.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 156» Советского района г. Казани. Выборку исследования составили 40 учеников.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
Приемы технологии развития критического мышления как средство формирования познавательных действий обучающихся во внеурочной деятельности по биологии. А также похожие готовые работы: страница 20 #1207443
Артикул: 1207443
- Предмет: Методика преподавания биологии
- Уникальность: 64% (Антиплагиат.ВУЗ)
- Разместил(-а): 515 Наиля в 2024 году
- Количество страниц: 56
- Формат файла: docx
1 470p.
1. Богаевская, Т. Я., Квартыч Е. И. Использование игровых технологий на уроках биологии, как средства развития творческих способностей обучающихся / Т.Я. Богаевская, Е.И. Квартыч // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – №. 2-1. – С. 78-80.
2. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. – М.: Педагогика, 1999. – С. 7-44.
3. Венгерак, Т.А. Система внеклассной и воспитательной работы / Т.А. Венгерак // Мир воспитания. – 2018. – № 1. – С. 22-24.
4. Галушкина, В.А. Развитие навыков критического мышления младших школьников средствами интерактивных технологий на уроках в начальной школе / В.А. Галушкина // Начальное образование. – 2010. – № 10. – С. 2-9.
5. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии / П.Я. Гальперин. – М: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2005. – 400 с.
6. Дегтярева, И.В. Использование технологии критического мышления в обучении смысловому чтению / И.В. Дягтярева // Молодой ученый. – 2016. – №8.5. – С. 13-16.
7. Жабборова, Э.Х., Сиддикова, Ш.А. Биология и методика ее преподавания / Э.Х. Жабборова, Ш.А. Сиддикова // International Conference on Research Identity, Value and Ethics. – 2023. – С. 67-69.
8. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с.
9. Кларин, М.В. Развитие критического и творческого мышления / М.В. Кларин // Школьные технологии. – 2004. – №. 2. – С. 3-9.
10. Клустер, Д. Что такое критическое мышление? / Д. Клустер // Критическое мышление и новые виды грамотности. – М.: ЦГЛ. – 2005. – Т. 57.
11. Кондратова, Л. Г. Учимся внеурочной проектной деятельности: метод. пособие / Л. Г. Кондратова. – М.: Основа, 2018. – 127 с.
12. Кроуфорд, А., Саул, В., Мэтьюз С., Макинстер, Д. Технологии развития критического мышления учащихся / под науч. ред. О. И. Пометун. –М.: Изд-во «Плеяды», 2006. –220 с.
13. Кузнецова, Е.С. Интегрированный подход в преподавании биологии / Е.С. Кузнецов // Педагогическая наука и практика. – 2023. – №. 2 (40). – С. 41-44.
14. Куликова, Т.Ю. Дивергентное или критическое мышление ведет в будущее? / Т.Ю. Куликова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2014. – №1 (2). – С. 19-22.
15. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2021. – 304 с.
16. Макаренко, В.М., Туманцова, О.А. Как овладеть технологией формирования критического мышления / В.М. Макаренко, О.А. Туманцова. –М.: изд. группа «Основа», 2008. – 156с.
17. Маркина, Н.Г. Подходы к развитию креативного мышления обучающихся на уроках биологии / Н.Г. Маркина // Endless light in science. – 2023. – №. апрель. – С. 270-273.
18. Махмутов, М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины и следствия / М.И. Махмутов // Георесурсы. – 2001. – №. 3 (7). – С. 6-7.
19. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроках и в системе подготовки учителя / И.В. Муштавинская. – М. : Каро, 2017. – 144 с.
20. Немов, Р.С. Общая психология. Учебник и практикум для профтехучилищ. В 3-х томах / Р.С. Немов. – М.: Юрайт. 2019. – 262 с.
21. Новикова, Т.В Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. Новикова // Народное образование. – 2020. - №7. –С.18-19.
22. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС / И.Н. Попова // Народное образование. – 2020. – № 1. – С. 219-223.
23. Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 N 393 «Концепция модернизации российского образования» // Контур.Норматив
24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: 2008. – 720 с.
25. Смирнов, Д.В., Горский, В.А., Тимофеев, А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - 2-е изд. / Д.В. Смирнов, В.А. Горский, А.А. Тимофеев. – М.: Просвещение, 2019. – 112 с.
26. Сорокина, Г.В. Критическое мышление: история и современный статус / Г.В. Сорина // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. – 2003. – № 6. – С. 97-111
27. Степанова, П.А., Булат, Р.Е. Реализация проблемного обучения на уроках биологии / П.А. Степанова, Р.Е. Булат // Фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям биоэкологии и биотехнологии. – 2023. – С. 248-254.
28. Талышева, И.А., Асхадуллина, Н.Н., Халиуллина, Л.Р. Специфика формирования естественнонаучной грамотности школьников на уроках биологии / И.А. Талышева, Н.Н. Асхадуллина, Л.Р. Халиуллина // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: от теории к практике. – 2023. – С. 174-176.
29. Торшилова, Е.М. Интеллектуальная и эстетическая одаренность: теория и диагностика / Е.М. Торшилова, В.Ю. Большаков - М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 164 с.
30. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб.: Питер, 2016. – 512 с.
31. Шарифзянова, К.Ш., Кедрова, И.А. Дивергентное и критическое мышление в учебном процессе // Непрерывное образование в Высшей школе педагогики: Коллективная монография / Под общей редакцией Г.Н. Скударёвой. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2020. –С. 219-223.
32. Щуркова, Н.Е. За гранью урока / Н.Е. Щуркова // Биология в школе. – 2005. –№ 6., 61
2. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. – М.: Педагогика, 1999. – С. 7-44.
3. Венгерак, Т.А. Система внеклассной и воспитательной работы / Т.А. Венгерак // Мир воспитания. – 2018. – № 1. – С. 22-24.
4. Галушкина, В.А. Развитие навыков критического мышления младших школьников средствами интерактивных технологий на уроках в начальной школе / В.А. Галушкина // Начальное образование. – 2010. – № 10. – С. 2-9.
5. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии / П.Я. Гальперин. – М: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2005. – 400 с.
6. Дегтярева, И.В. Использование технологии критического мышления в обучении смысловому чтению / И.В. Дягтярева // Молодой ученый. – 2016. – №8.5. – С. 13-16.
7. Жабборова, Э.Х., Сиддикова, Ш.А. Биология и методика ее преподавания / Э.Х. Жабборова, Ш.А. Сиддикова // International Conference on Research Identity, Value and Ethics. – 2023. – С. 67-69.
8. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с.
9. Кларин, М.В. Развитие критического и творческого мышления / М.В. Кларин // Школьные технологии. – 2004. – №. 2. – С. 3-9.
10. Клустер, Д. Что такое критическое мышление? / Д. Клустер // Критическое мышление и новые виды грамотности. – М.: ЦГЛ. – 2005. – Т. 57.
11. Кондратова, Л. Г. Учимся внеурочной проектной деятельности: метод. пособие / Л. Г. Кондратова. – М.: Основа, 2018. – 127 с.
12. Кроуфорд, А., Саул, В., Мэтьюз С., Макинстер, Д. Технологии развития критического мышления учащихся / под науч. ред. О. И. Пометун. –М.: Изд-во «Плеяды», 2006. –220 с.
13. Кузнецова, Е.С. Интегрированный подход в преподавании биологии / Е.С. Кузнецов // Педагогическая наука и практика. – 2023. – №. 2 (40). – С. 41-44.
14. Куликова, Т.Ю. Дивергентное или критическое мышление ведет в будущее? / Т.Ю. Куликова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2014. – №1 (2). – С. 19-22.
15. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2021. – 304 с.
16. Макаренко, В.М., Туманцова, О.А. Как овладеть технологией формирования критического мышления / В.М. Макаренко, О.А. Туманцова. –М.: изд. группа «Основа», 2008. – 156с.
17. Маркина, Н.Г. Подходы к развитию креативного мышления обучающихся на уроках биологии / Н.Г. Маркина // Endless light in science. – 2023. – №. апрель. – С. 270-273.
18. Махмутов, М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины и следствия / М.И. Махмутов // Георесурсы. – 2001. – №. 3 (7). – С. 6-7.
19. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроках и в системе подготовки учителя / И.В. Муштавинская. – М. : Каро, 2017. – 144 с.
20. Немов, Р.С. Общая психология. Учебник и практикум для профтехучилищ. В 3-х томах / Р.С. Немов. – М.: Юрайт. 2019. – 262 с.
21. Новикова, Т.В Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. Новикова // Народное образование. – 2020. - №7. –С.18-19.
22. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС / И.Н. Попова // Народное образование. – 2020. – № 1. – С. 219-223.
23. Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 N 393 «Концепция модернизации российского образования» // Контур.Норматив
24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: 2008. – 720 с.
25. Смирнов, Д.В., Горский, В.А., Тимофеев, А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - 2-е изд. / Д.В. Смирнов, В.А. Горский, А.А. Тимофеев. – М.: Просвещение, 2019. – 112 с.
26. Сорокина, Г.В. Критическое мышление: история и современный статус / Г.В. Сорина // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. – 2003. – № 6. – С. 97-111
27. Степанова, П.А., Булат, Р.Е. Реализация проблемного обучения на уроках биологии / П.А. Степанова, Р.Е. Булат // Фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям биоэкологии и биотехнологии. – 2023. – С. 248-254.
28. Талышева, И.А., Асхадуллина, Н.Н., Халиуллина, Л.Р. Специфика формирования естественнонаучной грамотности школьников на уроках биологии / И.А. Талышева, Н.Н. Асхадуллина, Л.Р. Халиуллина // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: от теории к практике. – 2023. – С. 174-176.
29. Торшилова, Е.М. Интеллектуальная и эстетическая одаренность: теория и диагностика / Е.М. Торшилова, В.Ю. Большаков - М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 164 с.
30. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб.: Питер, 2016. – 512 с.
31. Шарифзянова, К.Ш., Кедрова, И.А. Дивергентное и критическое мышление в учебном процессе // Непрерывное образование в Высшей школе педагогики: Коллективная монография / Под общей редакцией Г.Н. Скударёвой. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2020. –С. 219-223.
32. Щуркова, Н.Е. За гранью урока / Н.Е. Щуркова // Биология в школе. – 2005. –№ 6., 61
Материалы, размещаемые в каталоге, с согласия автора, могут использоваться только в качестве дополнительного инструмента для решения имеющихся у вас задач,
сбора информации и источников, содержащих стороннее мнение по вопросу, его оценку, но не являются готовым решением.
Пользователь вправе по собственному усмотрению перерабатывать материалы, создавать производные произведения,
соглашаться или не соглашаться с выводами, предложенными автором, с его позицией.
Тема: | Приемы технологии развития критического мышления как средство формирования познавательных действий обучающихся во внеурочной деятельности по биологии |
Артикул: | 1207443 |
Дата написания: | 29.05.2024 |
Тип работы: | Курсовая работа |
Предмет: | Методика преподавания биологии |
Оригинальность: | Антиплагиат.ВУЗ — 64% |
Количество страниц: | 56 |
Скрин проверки АП.ВУЗ приложен на последней странице.
Файлы артикула: Приемы технологии развития критического мышления как средство формирования познавательных действий обучающихся во внеурочной деятельности по биологии. А также похожие готовые работы: страница 20 по предмету методика преподавания биологии
Пролистайте "Приемы технологии развития критического мышления как средство формирования познавательных действий обучающихся во внеурочной деятельности по биологии. А также похожие готовые работы: страница 20" и убедитесь в качестве
После покупки артикул автоматически будет удален с сайта до 27.01.2025
Посмотреть остальные страницы ▼
Честный антиплагиат!
Уникальность работы — 64% (оригинальный текст + цитирования, без учета списка литературы и приложений), приведена по системе Антиплагиат.ВУЗ на момент её написания и могла со временем снизиться. Мы понимаем, что это важно для вас, поэтому сразу после оплаты вы сможете бесплатно поднять её. При этом текст и форматирование в работе останутся прежними.
Гарантируем возврат денег!
Качество каждой готовой работы, представленной в каталоге, проверено и соответствует описанию. В случае обоснованных претензий мы гарантируем возврат денег в течение 24 часов.
Утром сдавать, а работа еще не написана?
Через 30 секунд после оплаты вы скачаете эту работу!
Сегодня уже купили 83 работы. Успей и ты забрать свою пока это не сделал кто-то другой!
ПРЕДЫДУЩАЯ РАБОТА
Прекращение права собственности
СЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА
Таможенный контроль международных железнодорожных перевозок