Задание 3
1. Основные инструменты, предлагаемые для исполнения указа 9
2. Налоговые меры финансирования мероприятий указа 9
3. Возможности использования государственных заимствований для финансирования мероприятий указа 11
4. Экономические эффекты повышения пенсионного возраста 12
Задание. После официального вступления в должность Путин подписал указ, в котором формализовал озвученные в послании Федеральному посланию задачи по развитию страны до 2024 г. Согласно новому указу, Россия должна войти в пятерку крупнейших экономик мира, снизить вдвое бедность, повысить доходы населения и увеличить продолжительность жизни населения.
Эти цели будут оформлены в 12 национальных проектов в области демографии, здравоохранения, образования, развития городской среды, экологии, автодорог и цифровой экономики.
Прежнее правительство долго обсуждало источники финансирования и перестройку налоговой системы. Окончательное решение по налогам принято не было. Однако в конце апреля Медведев сообщил, что правительство «стоит на пороге» другого важного решения – подготовки законопроекта об увеличении пенсионного возраста.
Руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин заявил о возможности избежать повышения налогов, в том числе НДС. По его словам, для этого необходимо поднять цену отсечения в бюджетном правиле для нефти с $40 до $45 за баррель или увеличить дефицит бюджета. «В ближайшие шесть лет нам не нужно повышать налоги», – сказал он, комментируя возможность повышения НДС с 18 до 20%.
По его словам, сейчас цены на нефть выше $70 за баррель. «Можно на $5 за баррель заменить это правило, всего до $45 за баррель. Это поможет избежать повышения налогов», – пояснил Кудрин во время выступления на Примаковских чтениях.
Другим вариантом может стать увеличение дефицита федерального бюджета на 0,5% ВВП относительно прописанного в бюджете, добавил Кудрин.
По его мнению, если ничего сейчас не предпринять «и надо будет жить в жестком режиме», то придется повышать налоги. Он напомнил, что в период финансового кризиса цены на нефть падали ниже $40 за баррель, за последнее десятилетие это происходило дважды. Кудрин не исключил, что правительство будет рассматривать возможность повышения НДС, если не решится на изменение бюджетного правила.
Премьер-министр Дмитрий Медведев обещал найти 8 трлн руб., которых не хватает для выполнения нового майского указа Путина. Как выяснили «Ведомости», около 2 трлн руб. за шесть лет бюджет может получить от повышения НДС с 18 до 20% – такой вариант обсуждался и сейчас он один из наиболее вероятных, хотя и не окончательный, рассказывают три федеральных чиновника. При этом может быть отменена и льготная ставка НДС в 10%, которую Минфин предлагал заменить пособием, говорит один из них.
Еще около 2 трлн руб. даст бюджету уже анонсированное Медведевым повышение пенсионного возраста, говорят два чиновника, не называя, на сколько и какими темпами он может быть повышен.
Остальные недостающие 4 трлн руб. принесут уже объявленные меры. 3 трлн руб. для финансирования инфраструктуры государство займет, разместив ОФЗ и сформировав временный фонд внутри бюджета. А 1 трлн руб. бюджет получит от реформы налогообложения нефтяной отрасли – обнуления экспортной пошлины и компенсирующего повышения НДПИ.
Впрочем, часть решений еще могут быть пересмотрены, говорят собеседники «Ведомостей». Все меняется очень быстро и постоянно, замечает один из них.
Повышение НДС давно обсуждалось чиновниками, но как часть налогового маневра, который предлагал Минфин: снизить страховые взносы и увеличить НДС до одинаковой ставки 22%. По замыслу Минфина маневр должен был обелить экономику и принести бюджету дополнительные 500 млрд руб. От идеи отказались, но найти деньги для указа без повышения налогов не удавалось, говорят несколько чиновников. В итоге из двух частей маневра осталась одна – увеличение НДС, хотя и более щадящее.
По ставке 20% НДС взимался до 2004 г., потом она была снижена до 18%. Возврат к 20% – это менее болезненное решение, чем другие обсуждавшиеся варианты: повышение НДФЛ или введение налога с продаж, считают два чиновника. Хотя, если государство хочет стимулировать рост экономики, надо не отбирать у нее ресурсы, а давать, замечает один из них.
Повысив НДС, государство изымет в первую очередь ресурсы у населения, которое пережило четырехлетнее падение доходов, – значительную часть издержек бизнес сможет заложить в цены и перенести на потребителей.
В ожидании повышения НДС компании заранее начинают поднимать цены, показало исследование статистической службы Великобритании. В России рост НДС на 2 п. п. ускорит рост цен на 0,8–1 п. п., подсчитала главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, что, впрочем, не страшно в условиях низкой инфляции (2,4% в апреле в годовом выражении). Но вместе с отменой льготной ставки повышение НДС может стать серьезным ударом по населению и отразиться на потреблении, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Сейчас льготная ставка действует для продуктов питания (за исключением деликатесов), детских товаров, книг, учебников и лекарств. В 2017 г. льгота обошлась бюджету почти в 550 млрд руб. (около 0,6% ВВП).
В случае внезапного повышения цен меньше всего люди готовы экономить на еде, алкоголе и транспортных услугах, показало исследование главного экономиста «ВТБ капитала» Александра Исакова, больше же всего при росте цен на 1% сокращаются расходы на связь и медицину.
Бизнес заложит издержки во внутренние цены, а при экспорте ставка НДС – 0%, говорит член бюро РСПП. Но будут и пострадавшие. Сильнее всего повышение налога ударит по отраслям, где высока конкуренция, предупреждает замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников. Это подтверждает исследование МВФ, проведенное после увеличения НДС в Германии в 2007 г.: при сильной конкуренции компаниям тяжелее сохранять долю рынка после повышения цен. Пострадает розница, которая уже сокращает маржу в условиях слабого потребительского спроса, говорит налоговый консультант крупного ритейлера. Структурный эффект будет плохим, предупреждает Сальников: вырастет нагрузка на обрабатывающие производства, а не на экспортеров сырья.
Чтобы сэкономить 2 трлн руб. за шесть лет, пенсионный возраст придется повышать ежегодно как минимум на один год как для женщин, так и для мужчин, отмечает замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. Это позволит сократить трансферты из федерального бюджета примерно на 2 трлн руб., согласна старший научный сотрудник НИФИ Минфина Татьяна Омельчук. Такой вариант повышения возраста предлагал Центр стратегических разработок, когда его возглавлял Алексей Кудрин, теперь ставший председателем Счетной палаты. Ежегодно на трансферт из федерального бюджета приходится около 40% доходов Пенсионного фонда, в 2018 г. он составит 3,34 трлн руб.
Возраст надо поднимать так, чтобы бюджет не только сэкономил 2 трлн руб. для выполнения указа, но и появились ресурсы быстрее повышать пенсии – тем же темпом, что растут зарплаты, говорит чиновник. Есть риск, что правительство будет стремиться максимально сократить трансферт и денег на ускоренную индексацию пенсий может не хватить, замечает Горлин.
Варианты повышения пенсионного возраста обсуждались еще до назначения социальным вице-премьером Татьяны Голиковой. Решение в правительстве только обсуждается, окончательные параметры не согласованы, сказала она в интервью РБК.
Как правило, основная цель повышения пенсионного возраста – обеспечение более приемлемого роста пенсий, говорит Горлин. Слишком радикальный вариант существенно увеличит риски роста безработицы, а также спровоцирует рост спроса на пенсии по инвалидности, рассуждает он. Для людей наиболее приемлем вариант повышения возраста до 60 лет для женщин и до 63 для мужчин, ссылаются эксперты ВШЭ на данные социологического исследования. Горлин считает наиболее рациональным вариантом 62–63 для мужчин и 59–61 год для женщин.
Возможные действия правительства и их эффекты прокомментировал руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.
— Здоровье, хорошее образование и комфортная среда обитания (инфраструктура) — это не только основные условия для нормальной жизнедеятельности человека. Главное, это основные условия для конкурентоспособности России на долгие годы вперед. Те же природные ресурсы с каждым годом становится все труднее добывать — для этого нужны мозги и руки. Кроме того, к вложениям в человеческий капитал нас подталкивает тяжелая демографическая ситуация.
По неблагоприятному сценарию к 2035−2040 году население России может сократиться до 129 млн. человек. Что до сокращения трудоспособного населения, то уже в 2018 году мы сталкиваемся с ситуацией, когда по ряду профессий возникает дефицит на рынке труда. По самым минимальным оценкам, с рынка труда в текущем году уйдут 300 тысяч человек. В целом, в ближайшие шесть лет ежегодное выбытие будет держаться в интервале 300−500 тысяч человек.
Естественно, в такой ситуации — сокращения рабочей силы — необходимо вкладывать в тот человеческий капитал, который остается. С тем, чтобы повысить его отдачу. В этом и заключается экономический смысл бюджетного маневра. И надо понимать: маневр неизбежен и безальтернативен. Вопросов, повторюсь, всего два: как осуществлять этот маневр на практике, и какие под него задействовать источники?
Есть вариант повышать налоги. Это путь, который дает краткосрочный эффект, но уже на среднесрочном треке совершенно тупиковый. Повышение налогов неизбежно влечет риск разгона инфляции. А тогда за что правительство все эти годы боролось?
Есть возможность существенно экономить на расходах и продолжать бюджетную консолидацию. Вот на этом направлении резервов много. Показательно, например, расследование Генпрокуратурой ситуации с Минсельхозом: в 2017 году министерству было выделено на льготное кредитование аграриев около 25 млрд. рублей, из них целевым образом потрачено только четверть средств. Остальные «зависли». Но это не помешало тому же министерству в 2018 году попытаться получить на те же цели уже 30 млрд.
Резервы, повторюсь, огромные. Но доступ к ним требует решительных шагов в изменении системы государственного управления.
Наконец, есть третий источник: займы на внутреннем рынке и финансирование за счет наращивания госдолга. Но здесь надо иметь в виду: у нас темпы роста в 2018 году планируются на уровне 1,5% ВВП. Наращивание долговой нагрузки означает, что деньги будут изъяты из экономики. Это неминуемо отразится на ресурсе, который мог бы пойти на инвестиции и развитие. Именно поэтому в бюджетном маневре чрезвычайно важен баланс и учет всех вариантов.
Вопросы для обсуждения кейса:
1. Систематизируйте основные инструменты, предлагаемые для исполнения указа президента РФ.
2. Проанализируйте налоговые меры финансирования мероприятий указа. Согласны ли Вы с тем, что они несут в себе риск увеличения инфляции? Прокомментируйте экспертные оценки возможного роста цен.
3. Проанализируйте возможности использования государственных заимствований для финансирования мероприятий указа. Выскажите свое отношение к экспертным оценкам данных инструментов.
4. Проанализируйте различные экономические эффекты повышения пенсионного возраста.
Суперуказ президента и источники его финансирования. А также похожие готовые работы: страница 12 #1506851
Артикул: 1506851
- Предмет: Управленческая экономика
- Уникальность: 85% (Антиплагиат.ВУЗ)
- Разместил(-а): 169 Светлана в 2018 году
- Количество страниц: 13
- Формат файла: docx
- Последняя покупка: 07.12.2019
1 999p.
Материалы, размещаемые в каталоге, с согласия автора, могут использоваться только в качестве дополнительного инструмента для решения имеющихся у вас задач,
сбора информации и источников, содержащих стороннее мнение по вопросу, его оценку, но не являются готовым решением.
Пользователь вправе по собственному усмотрению перерабатывать материалы, создавать производные произведения,
соглашаться или не соглашаться с выводами, предложенными автором, с его позицией.
Тема: | Суперуказ президента и источники его финансирования |
Артикул: | 1506851 |
Дата написания: | 07.06.2018 |
Тип работы: | Кейсы MBA |
Предмет: | Управленческая экономика |
Оригинальность: | Антиплагиат.ВУЗ — 85% |
Количество страниц: | 13 |
Файлы артикула: Суперуказ президента и источники его финансирования. А также похожие готовые работы: страница 12 по предмету управленческая экономика
1506851_отчетАП85.pdf
79.92 КБ
Пролистайте "Суперуказ президента и источники его финансирования. А также похожие готовые работы: страница 12" и убедитесь в качестве
После покупки артикул автоматически будет удален с сайта до 23.01.2025
Посмотреть остальные страницы ▼
Честный антиплагиат!
Уникальность работы — 85% (оригинальный текст + цитирования, без учета списка литературы и приложений), приведена по системе Антиплагиат.ВУЗ на момент её написания и могла со временем снизиться. Мы понимаем, что это важно для вас, поэтому сразу после оплаты вы сможете бесплатно поднять её. При этом текст и форматирование в работе останутся прежними.
Гарантируем возврат денег!
Качество каждой готовой работы, представленной в каталоге, проверено и соответствует описанию. В случае обоснованных претензий мы гарантируем возврат денег в течение 24 часов.
Утром сдавать, а работа еще не написана?
Через 30 секунд после оплаты вы скачаете эту работу!
Сегодня уже купили 44 работы. Успей и ты забрать свою пока это не сделал кто-то другой!
ПРЕДЫДУЩАЯ РАБОТА
Планировка аккумуляторного участка
СЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА
Характеристика деятельности ООО "М.видео"