Введение 3
Глава 1. Татарские сказки и их основные герои 7
1.1. Сказки как элемент татарской народной культуры 7
1.2. Основные образы татарских сказочных героев 15
Глава 2. Трансформации татарских сказок в восприятии молодежи города Казани 23
2.1. Популярные татарские сказочные герои в современной культуре
молодежи г. Казани 23
2.2. Представления молодежи г. Казани о татарских сказочных героях 32
Заключение 46
Список источников и литературы 50
Приложение 56
Цель исследования. Целью выпускной квалификационной работы является определение роли татарских сказочных героев в формировании современной молодежной культуры города Казани.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие
задачи:
- изучить особенности татарских народных сказок;
- обозначить основные образы татарских сказочных героев;
- выявить наиболее популярных татарских сказочных героев в современной культуре молодежи г. Казани;
- проанализировать представления молодежи г. Казани о татарских сказочных героях.
Объект изучения – современная молодежная культура.
Предмет изучения – татарские сказочные герои в современной культуре молодежи города Казани.
В данной работе были использованы следующие методы: сравнительно-сопоставительный метод, сравнительно-типологический метод и метод качественного контент-анализа. Исторический метод и количественные методы помогают выявить и зафиксировать знания о степени их распространённости о той или иной сказке от современных представителей татарского народа, в том числе не интересующихся данной темой, но являющихся носителями неких знаний, приобретенных в раннем детстве. Кроме того, был проведен опрос в виде анкетирования. В ходе данного исследования было опрошено 200 человек, в возрасте от 18 до 35 лет, среди респондентов 62,5 % – женщины и 37,5 % – мужчины; 39 % отнесли себя к татарам, 42 % считают себя русскими, 5 % считают себя людьми без национальности и выбирают вариант «человек мира», 3,5 % респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос «К какой национальности Вы себя относите?», остальные опрошенные – 10,5 % выбрали вариант ответа «другое», всего данный ответ выбрали 21 человек. По религиозной принадлежности: к православным христианам – 25,5 %, мусульмане – 26,5 %, атеизм – 20 %, 16 % затруднились ответить на поставленный вопрос, 12 % - выбрали вариант ответа «другое», всего данный ответ выбрали 45 человек. Был также использован метод полуструктурированных интервью (опрошено 9 представителей молодежи).
Научная новизна исследования заключается в изучении образов татарских сказочных героев в современном городском пространстве и в восприятии представителей молодежи при помощи полевого социологического инструментария с использованием методов анкетирования и интервью.
Татарские сказочные герои в современной культуре на примере города Казани #9104083
Артикул: 9104083
- Предмет: Антропология и этнология
- Уникальность: 67% (Антиплагиат.ВУЗ)
- Разместил(-а): 185 Рамиль в 2021 году
- Количество страниц: 74
- Формат файла: docx
2 970p.
1. Источники
1.1 Антропология и этнология в КФУ // ВКонтакте [электронный ресурс]. URL: https://vk.com/ethnokpfu (дата обращения: 10.03.2021).
1.2. Башкирское народное творчество. Предания и легенды. Выпуск 3. – Казань: Китап, – 1988. – 356 с.
1.3. Башкирское народное творчество. Волшебные сказки, сказки о животных. Выпуск 4. – Казань: Китап, – 1989. – 488 с.
1.4. Булатова Р.Х. Сказки народов СССР. – Казань: Мектеп, 1985. – 560 с.
1.5. Данилова Н. Чувашские народные сказки. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство,1993. – 351 с.
1.6. Замалетдинов Л., Малякин В. Татарские народные сказки. – Казань: Татарское книжное издательство, 1986. – 464 с.
1.7. Липкин С. Идегей. – Казань: Татарское книжное издательство, 2006. – 535 с.
1.8. Плотникова Л.А. Героический эпос народов СССР. – Ленинград: Лениздат, 1979. – 752 с.
1.9. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских сказочных героев в современной культуре на примере молодежи г. Казани. Февраль – Март 2021 г. – массовый опрос.
1.10. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских сказочных героев в современной культуре на примере молодежи г. Казани. Февраль – Март 2021 г. – Интервью № 1.
1.11. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских сказочных героев в современной культуре на примере молодежи г. Казани. Февраль – Март 2021 г. – Интервью № 2.
1.12. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских сказочных героев в современной культуре на примере молодежи г. Казани. Февраль – Март 2021 г. – Интервью № 3.
1.13. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских сказочных героев в современной культуре на примере молодежи г. Казани. Февраль – Март 2021 г. – Интервью № 4.
1.14. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских сказочных героев в современной культуре на примере молодежи г. Казани. Февраль – Март 2021 г. – Интервью 5.
1.15. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских сказочных героев в современной культуре на примере молодежи г. Казани. Февраль – Март 2021 г. – Интервью № 6.
1.16. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских сказочных героев в современной культуре на примере молодежи г. Казани. Февраль – Март 2021 г. – Интервью № 7.
1.17. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских сказочных героев в современной культуре на примере молодежи г. Казани. Февраль – Март 2021 г. – Интервью № 8.
1.18. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских сказочных героев в современной культуре на примере молодежи г. Казани. Февраль – Март 2021 г. – Интервью № 9.
1.19. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование мифических животных в сказках, легендах и мифах тюркских народов Волго – Уралья. Республика Татарстан, г. Казань. Февраль – Март 2019 г. – массовый опрос.
1.20. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских н ародных ск азок: класс ических обр азов и их тр ансформаци и в совреме нном общест ве. Республика Татарстан, г. Казань. Март – Апрель 2020 г. – массовый опрос.
1.21. Шафиков Г.Ф. Урал-батыр. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1981. – 160 с.
1.22. Юхма М.Н. Три голубя. – Казань: Татарское книжное издательство, 1990. – 447 с.
2. Литература
2.1. Абдулхакова А.Ю. Геральдические символы в архитектуре Казани // Мир искусств. – 2013. – №6. – С. 54-70.
2.2. Абелюк Е.Г. Миф или сказка? – М.: Мирос, 2000. – 151 с.
2.3. Агеенко Ф.Л. Словарь собственных имён русского языка. Ударение. Произношение. Словоизменение. – М.: Мир и Образование. Оникс, 2010. – 880 с.
2.4. Аникин А.П. Русская народная сказка. – М.: Худож. лит, 1984. – 176 с.
2.5. Афанасьев А.Н. Славянская мифология. – М.: Эксмо, 2008. – 20 с.
2.6. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989. – 307 с.
2.7. Васильев М.А. Особенности формирования и развития восточно – славянского язычества// Журнал Махаон. – 2000. – № 10. – С. 5-10.
2.8. Волконская Т.А. Кузнец Вакула в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» как образ «Порогового человека» // Известия Саратовского университета. – 2013. – № 4. – С. 3-7.
2.9. Воронцов В.А. Генезис языка, сказки и мифа в контексте антропо – социо – культурогенеза. – Казань.: Институт истории АН РТ, Казан (Приволж.), 2012. – 207 с.
2.10. Галин С.А. Башкирский мифологический эпос. – Уфа.: Башкирское книжное издательство, 1986. – 320 с.
2.11. Давлетшин К.Д. Из мудрости веков. – Казань: Татарское книжное издательство, 1991. – 127 с.
2.12. Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. – Чебоксары.: Чувашское государственное издательство, 1959. – 408 с.
2.13. Закирова И.Г. Космогонические мифы и легенды татарского народа // Вестник Чувашского Университета. – 2010. – № 11. – С. 11-16.
2.14. Кильмакова Г.Н. Из истории изучения образа мифического богатырского коня Акбузата // Вестник Бурятского Государственного Университета. – 2012. – № 9. – С. 23-26.
2.15. Козлова Н.К. Убить змею – душеспасительное ли дело? // Вестник Бурятского Университета. – 2015. – № 2. – С. 1-4.
2.16. Родионов В.Г. Этимология и трансформация семантики образа Змея – покровителя в чувашской мифологии // Вестник Чувашского Университета. – 2016. – № 7. – С. 7-15.
2.17. Котов В.Г. Женское божество Умай/Хумай: сравнительная характеристика // История. – 2014. – № 3. – С. 4-6.
2.18. Котов В.Г. Об одной археологической иллюстрации к башкирскому эпосу «Алдар и Зухра» // Археология. – 1999. – № 21. – С. 10-14.
2.19. Лебедев А.В. Взаимосвязь религиозно-мифологических сюжетов финно-угорских, тюркских этносов Поволжья // Культорология. Финно- угорский мир. – 2016. – №7. – С. 7-17.
2.20. Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. – М.: Книга по требованию, 2013. – 274 с.
2.21. Матвеев Г.М. Культ Киреметя в мифоязыческом сознании чувашского народа // Филологические науки. – 2013. – № 1. – С. 8-10.
2.22. Махмутов З.А. Конь как один из исторических символов татарской культуры // Грамота. – 2016. – № 5. – С. 5-8.
2.23. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки: Происхождение образа. – М.: Издательство восточной литературы, 1958. – 264 с.
2.24. Мухамедова Р.Г. Татары. – М.: Историко – этнографические очерки, 1985. – 200 с.
2.25. Надршина Ф.А. Исторические корни башкирский преданий и легенд. – Уфа.: Китап, 1986. – 192 с.
2.26. Пропп В.Я. Русский героический эпос. – М.: Госполитиздат, 1958. – 603 с.
2.27. Пропп В.Я. Морфология сказки. – Ленинград.: ACADEMIA, 1928. – 160 с.
2.28. Руденко С.И. Башкирские сказки и поверья. – Уфа.: Башкирское книжное издательство, 1973. – 455 с.
2.29. Рябцева С.С. Змеи и драконы. О продолжении одной античной традиции в ювелирном деле эпохи средневековья // Археология. – 1999. – № 13. – С. 13-19.
2.30. Салмин А.К. Народная обрядность чувашей. – Чебоксары.: Чувашский Гуманитарный Институт, 1994. – 339 с.
2.31. Сбоев В.А. Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношении. – Казань.: Ленанд, 2016. – 192 с.
2.32. Султанова М.Э. Волк в шаманской натурфилософии кочевников в Центральной Азии // Фольклористика. – 2013. – № 9. – С. 9-12.
2.33. Тахтарова С.С. Сравнительно-сопостовительный анализ мифов республики Татарстан и республики Кореи // Языкознание. – 2017. – № 1. – С. 8-14.
2.34. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Республика, 2005. – 559 с.
2.35. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. – Казань: КПО ВС, 1991. – 210 с.
2.36. Фукс А.А. Поездка в Казань и Чебоксары. – Казань.: Типография Императорского Казанского Университета, 1834. – 467 с.
2.37. Фукс А.А. Записки о чувашах и черемисах. – Казань.: Типография Императорского Казанского Университета, 1840. – 329 с.
2.38. Хакимзянова Д.Ф. Женские образы в тюркской мифоогической культуре // Вестник Казгуки. – 2016. – № 3. – С. 1-4.
2.39. Ханова Г.С. Мифологический баит «Сак-Саук» в устно- поэтическом творчестве башкирского народа // Литературоведение. – 2017. –
№ 4. – С. 4-6.
2.40. Хисамитдинова Ф.Г. Божества Верхнего мира в мифологии башкир
// Фольклористика. – 2014. – № 1. – С. 7-9.
1.1 Антропология и этнология в КФУ // ВКонтакте [электронный ресурс]. URL: https://vk.com/ethnokpfu (дата обращения: 10.03.2021).
1.2. Башкирское народное творчество. Предания и легенды. Выпуск 3. – Казань: Китап, – 1988. – 356 с.
1.3. Башкирское народное творчество. Волшебные сказки, сказки о животных. Выпуск 4. – Казань: Китап, – 1989. – 488 с.
1.4. Булатова Р.Х. Сказки народов СССР. – Казань: Мектеп, 1985. – 560 с.
1.5. Данилова Н. Чувашские народные сказки. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство,1993. – 351 с.
1.6. Замалетдинов Л., Малякин В. Татарские народные сказки. – Казань: Татарское книжное издательство, 1986. – 464 с.
1.7. Липкин С. Идегей. – Казань: Татарское книжное издательство, 2006. – 535 с.
1.8. Плотникова Л.А. Героический эпос народов СССР. – Ленинград: Лениздат, 1979. – 752 с.
1.9. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских сказочных героев в современной культуре на примере молодежи г. Казани. Февраль – Март 2021 г. – массовый опрос.
1.10. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских сказочных героев в современной культуре на примере молодежи г. Казани. Февраль – Март 2021 г. – Интервью № 1.
1.11. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских сказочных героев в современной культуре на примере молодежи г. Казани. Февраль – Март 2021 г. – Интервью № 2.
1.12. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских сказочных героев в современной культуре на примере молодежи г. Казани. Февраль – Март 2021 г. – Интервью № 3.
1.13. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских сказочных героев в современной культуре на примере молодежи г. Казани. Февраль – Март 2021 г. – Интервью № 4.
1.14. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских сказочных героев в современной культуре на примере молодежи г. Казани. Февраль – Март 2021 г. – Интервью 5.
1.15. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских сказочных героев в современной культуре на примере молодежи г. Казани. Февраль – Март 2021 г. – Интервью № 6.
1.16. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских сказочных героев в современной культуре на примере молодежи г. Казани. Февраль – Март 2021 г. – Интервью № 7.
1.17. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских сказочных героев в современной культуре на примере молодежи г. Казани. Февраль – Март 2021 г. – Интервью № 8.
1.18. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских сказочных героев в современной культуре на примере молодежи г. Казани. Февраль – Март 2021 г. – Интервью № 9.
1.19. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование мифических животных в сказках, легендах и мифах тюркских народов Волго – Уралья. Республика Татарстан, г. Казань. Февраль – Март 2019 г. – массовый опрос.
1.20. Полевые материалы автора (ПМА). – Ф. 1. – Оп. 1. – Исследование татарских н ародных ск азок: класс ических обр азов и их тр ансформаци и в совреме нном общест ве. Республика Татарстан, г. Казань. Март – Апрель 2020 г. – массовый опрос.
1.21. Шафиков Г.Ф. Урал-батыр. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1981. – 160 с.
1.22. Юхма М.Н. Три голубя. – Казань: Татарское книжное издательство, 1990. – 447 с.
2. Литература
2.1. Абдулхакова А.Ю. Геральдические символы в архитектуре Казани // Мир искусств. – 2013. – №6. – С. 54-70.
2.2. Абелюк Е.Г. Миф или сказка? – М.: Мирос, 2000. – 151 с.
2.3. Агеенко Ф.Л. Словарь собственных имён русского языка. Ударение. Произношение. Словоизменение. – М.: Мир и Образование. Оникс, 2010. – 880 с.
2.4. Аникин А.П. Русская народная сказка. – М.: Худож. лит, 1984. – 176 с.
2.5. Афанасьев А.Н. Славянская мифология. – М.: Эксмо, 2008. – 20 с.
2.6. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989. – 307 с.
2.7. Васильев М.А. Особенности формирования и развития восточно – славянского язычества// Журнал Махаон. – 2000. – № 10. – С. 5-10.
2.8. Волконская Т.А. Кузнец Вакула в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» как образ «Порогового человека» // Известия Саратовского университета. – 2013. – № 4. – С. 3-7.
2.9. Воронцов В.А. Генезис языка, сказки и мифа в контексте антропо – социо – культурогенеза. – Казань.: Институт истории АН РТ, Казан (Приволж.), 2012. – 207 с.
2.10. Галин С.А. Башкирский мифологический эпос. – Уфа.: Башкирское книжное издательство, 1986. – 320 с.
2.11. Давлетшин К.Д. Из мудрости веков. – Казань: Татарское книжное издательство, 1991. – 127 с.
2.12. Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. – Чебоксары.: Чувашское государственное издательство, 1959. – 408 с.
2.13. Закирова И.Г. Космогонические мифы и легенды татарского народа // Вестник Чувашского Университета. – 2010. – № 11. – С. 11-16.
2.14. Кильмакова Г.Н. Из истории изучения образа мифического богатырского коня Акбузата // Вестник Бурятского Государственного Университета. – 2012. – № 9. – С. 23-26.
2.15. Козлова Н.К. Убить змею – душеспасительное ли дело? // Вестник Бурятского Университета. – 2015. – № 2. – С. 1-4.
2.16. Родионов В.Г. Этимология и трансформация семантики образа Змея – покровителя в чувашской мифологии // Вестник Чувашского Университета. – 2016. – № 7. – С. 7-15.
2.17. Котов В.Г. Женское божество Умай/Хумай: сравнительная характеристика // История. – 2014. – № 3. – С. 4-6.
2.18. Котов В.Г. Об одной археологической иллюстрации к башкирскому эпосу «Алдар и Зухра» // Археология. – 1999. – № 21. – С. 10-14.
2.19. Лебедев А.В. Взаимосвязь религиозно-мифологических сюжетов финно-угорских, тюркских этносов Поволжья // Культорология. Финно- угорский мир. – 2016. – №7. – С. 7-17.
2.20. Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. – М.: Книга по требованию, 2013. – 274 с.
2.21. Матвеев Г.М. Культ Киреметя в мифоязыческом сознании чувашского народа // Филологические науки. – 2013. – № 1. – С. 8-10.
2.22. Махмутов З.А. Конь как один из исторических символов татарской культуры // Грамота. – 2016. – № 5. – С. 5-8.
2.23. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки: Происхождение образа. – М.: Издательство восточной литературы, 1958. – 264 с.
2.24. Мухамедова Р.Г. Татары. – М.: Историко – этнографические очерки, 1985. – 200 с.
2.25. Надршина Ф.А. Исторические корни башкирский преданий и легенд. – Уфа.: Китап, 1986. – 192 с.
2.26. Пропп В.Я. Русский героический эпос. – М.: Госполитиздат, 1958. – 603 с.
2.27. Пропп В.Я. Морфология сказки. – Ленинград.: ACADEMIA, 1928. – 160 с.
2.28. Руденко С.И. Башкирские сказки и поверья. – Уфа.: Башкирское книжное издательство, 1973. – 455 с.
2.29. Рябцева С.С. Змеи и драконы. О продолжении одной античной традиции в ювелирном деле эпохи средневековья // Археология. – 1999. – № 13. – С. 13-19.
2.30. Салмин А.К. Народная обрядность чувашей. – Чебоксары.: Чувашский Гуманитарный Институт, 1994. – 339 с.
2.31. Сбоев В.А. Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношении. – Казань.: Ленанд, 2016. – 192 с.
2.32. Султанова М.Э. Волк в шаманской натурфилософии кочевников в Центральной Азии // Фольклористика. – 2013. – № 9. – С. 9-12.
2.33. Тахтарова С.С. Сравнительно-сопостовительный анализ мифов республики Татарстан и республики Кореи // Языкознание. – 2017. – № 1. – С. 8-14.
2.34. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Республика, 2005. – 559 с.
2.35. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. – Казань: КПО ВС, 1991. – 210 с.
2.36. Фукс А.А. Поездка в Казань и Чебоксары. – Казань.: Типография Императорского Казанского Университета, 1834. – 467 с.
2.37. Фукс А.А. Записки о чувашах и черемисах. – Казань.: Типография Императорского Казанского Университета, 1840. – 329 с.
2.38. Хакимзянова Д.Ф. Женские образы в тюркской мифоогической культуре // Вестник Казгуки. – 2016. – № 3. – С. 1-4.
2.39. Ханова Г.С. Мифологический баит «Сак-Саук» в устно- поэтическом творчестве башкирского народа // Литературоведение. – 2017. –
№ 4. – С. 4-6.
2.40. Хисамитдинова Ф.Г. Божества Верхнего мира в мифологии башкир
// Фольклористика. – 2014. – № 1. – С. 7-9.
Материалы, размещаемые в каталоге, с согласия автора, могут использоваться только в качестве дополнительного инструмента для решения имеющихся у вас задач,
сбора информации и источников, содержащих стороннее мнение по вопросу, его оценку, но не являются готовым решением.
Пользователь вправе по собственному усмотрению перерабатывать материалы, создавать производные произведения,
соглашаться или не соглашаться с выводами, предложенными автором, с его позицией.
Тема: | Татарские сказочные герои в современной культуре на примере города Казани |
Артикул: | 9104083 |
Дата написания: | 23.06.2021 |
Тип работы: | Дипломная работа |
Предмет: | Антропология и этнология |
Оригинальность: | Антиплагиат.ВУЗ — 67% |
Количество страниц: | 74 |
Скрин проверки АП.ВУЗ приложен на последней странице.
Файлы артикула: Татарские сказочные герои в современной культуре на примере города Казани по предмету антропология и этнология
Пролистайте "Татарские сказочные герои в современной культуре на примере города Казани" и убедитесь в качестве
После покупки артикул автоматически будет удален с сайта до 20.01.2025
Посмотреть остальные страницы ▼
Честный антиплагиат!
Уникальность работы — 67% (оригинальный текст + цитирования, без учета списка литературы и приложений), приведена по системе Антиплагиат.ВУЗ на момент её написания и могла со временем снизиться. Мы понимаем, что это важно для вас, поэтому сразу после оплаты вы сможете бесплатно поднять её. При этом текст и форматирование в работе останутся прежними.
Гарантируем возврат денег!
Качество каждой готовой работы, представленной в каталоге, проверено и соответствует описанию. В случае обоснованных претензий мы гарантируем возврат денег в течение 24 часов.
Утром сдавать, а работа еще не написана?
Через 30 секунд после оплаты вы скачаете эту работу!
Сегодня уже купили 19 работ. Успей и ты забрать свою пока это не сделал кто-то другой!
ПРЕДЫДУЩАЯ РАБОТА
Современные подходы к организации урока английского языка на различных этапах обучения в средней школе
СЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА
Применение современных интернет ресурсов в обучении иностранному языку