Цифровая грамотность обучающихся как цель оценки в российских и международных исследованиях (теоретическая часть) #1509801

Артикул: 1509801
  • Предмет: Педагогика высшей школы
  • Уникальность: 70% (Антиплагиат.ВУЗ)
  • Разместил(-а): 541 Юлия в 2023 году
  • Количество страниц: 78
  • Формат файла: docx
2 499p.
Оплатите артикул одним из 20 способов и сразу скачайте.
После оплаты он автоматически будет удален с сайта.
Никто кроме вас не сможет посмотреть его до 26.07.2024
Введение 3
Глава 1. Становление и развитие понятия «цифровая грамотность» 8
1.1. Возникновение и история развития понятия «цифровая грамотность» 8
1.2. Подходы к оценке цифровой грамотности населения в мире 20
Глава 2. Особенности оценки цифровой грамотности обучающихся в российских и международных исследованиях 37
2.1. Подходы к определению понятия цифровая грамотность обучающихся и ее оценке 37
Заключение 64
Список используемой литературы 67

Актуальность исследования определяется государственной стратегической установкой на формирование в России цифрового образовательного пространства, переходом к обучению с применением инновационных диджитал-технологий и всего разнообразия цифровых образовательных платформ, просветительских ресурсов, электронных библиотек, онлайн-курсов и т.п. В данном контексте цифровая грамотность составляет обязательное условие для эффективного использования возможностей цифровой образовательной среды.
Российское общество в 20-х годах XXI века меняется в соответствии с цифровой эпохой. Эти трансформации служат предпосылкой и для изменения современных образовательных задач, за которым следуют изменения в работе педагогов. Современные педагоги приходят к пониманию необходимости отхода от привычных методов и способов работы и перехода к инновационным, подходящим для обучения нынешнего поколения студенчества, которое кардинально отличается от студентов, учившихся в вузе еще десять лет тому назад. С появлением информационных и коммуникационных технологий у профессорско-преподавательского состава и у обучающихся появилась возможность самостоятельно и оперативно получать новейшую информацию и знания.
Объект исследования: образовательный процесс в образовательных организациях.
Предмет исследования: изучение цифровой грамотности обучающимися.
Целью данной работы является исследование современного состояния цифровой грамотности, проблем ее формирования и оценивания в российских и международных научных исследованиях.
Гипотеза исследования: процесс оценки цифровой грамотности обучающихся будет реализован эффективно, если будет:
1) Изучена история становления понятия «цифровая грамотность»;
2) Проведен сопоставительный анализ особенностей формирования и развития цифровой грамотности населения в зарубежных и российских исследованиях;
Аймалетдинов, Т.А. Дети и технологии / сост. Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, В.И. Гриценко, О.А. Долгова, Г.Р. Имаева. – М.: Изд-во НАФИ, 2018. – 72 с.
2. Аймалетдинов, Т.А. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. – М.: Издательство НАФИ, 2019. 84 с.
3. Анурова, Н.И. Цифровые технологии в образовании // Цифровое общество как культурно- исторический контекст развития человека: сборник научных статей / под общей редакцией Р.В. Ершовой; Государственный социально-гуманитарный университет. – Коломна: ГСГУ, 2018. – С. 29–32
4. Баймуратова Л.Р., Долгова О.А., Имаева Г.Р., Гриценко В.И., Смирнов К.В., Аймалетдинов Т.А. (2018). Цифровая грамотность для экономики будущего. – М.: Аналитический центр НАФИ. – 86 с.
5. Берман, Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – Т. 8. №6-2. – С. 35-38.
6. Биленко, П.Н. Блинов, В.И. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / сост. П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев; под науч. ред. В.И. Блинова – М.: Изд-во «Перо», 2019. – 98 с.
7. Бороненко, Т.А. Характеристика и уровневая оценка цифровой грамотности школьников / Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, В.С. Федотова // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 2 (50). – С. 256-277.
8. Ван Юмэй, Ян Сяолань, Ху Вэй и др. От цифрового совершенствования к цифровым способностям: концептуальная реология, составные элементы и интеграционные модели.Общие замечания по дистанционному образованию, – 2013 (3). –С. 24-29.
9. Гаврилова, Л.Г. Цифровая культура, цифровая грамотность, цифровая компетентность как феномены современного образования / Л.Г. Гаврилова, Я.В. Топольник // Информационные технологии и средства обучения. – 2017. – Т. 61. – №5. – С. 1–14.
10. Гендина, И. И. Информационная грамотность в контексте других видов грамотности: дайджест зарубежного опыта: по материалам докладов // Школьная библиотека. - 2009. - № 9-10. - С. 28-39.
11. Глухов, А.П. Цифровая грамотность школьников: профили и эволюция // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2023. Вып. 2 (226). – С. 101–110.
12. Горяинов А. Н. Коллекция кейсов и инструментов для оценки цифровых компетенций в рамках программы DigComp [Электронный ресурс] // Цифровая трансформация образования: сб. мат. 2-й Межд. науч.-практ. конф., Минск, 27 марта 2019 г. / отв. ред. А. Б. Бельский. – Минск: ГИАЦ Минобразования, 2019. – 423 с.
13. Гурулева, Т. Л. Система образования в Китайской Народной Республике: структура и основные направления развития //Высшее образование в России. – 2017. – №. 7. – С. 152-164.
14. Джонсон, Л., Адамс Беккер, С., Эстрада, В., Фриман, А. Ключевые тенденции, ускоряющие внедрение технологий в высших учебных заведениях // Отчет NMC Horizon: выпуск для высшего образования. Техас: Консорциум новых медиа. 2015. [Электронный ресурс]: – URL: https://www.learntechlib.org/p/182010/ (дата обращения: 23.10.2022).
15. Дин Ц., XX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов» (шифр – МКАП 19) г. Москва, 21 апреля 2023 г. С. 354-358.
16. Дин Ц., Ключникова К.В., Батрова Н.И. Содержание и уровневая оценка цифровой грамотности обучающихся средних школ Китая // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32533 (дата обращения: 18.05.2023).
17. Дмитриева, Н.Е. Оценка цифровой готовности населения России: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13–30 апр. 2021 г. / Н. Е. Дмитриева (рук. авт. кол.), А. Б. Жулин, Р. Е. Артамонов, Э. А. Титов ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 86 с.
18. Добрякова, И. Д. Универсальные компетентности и новая грамот-ность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я.А. Хаутамяки. Текст непосредственный // Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 472 с.
19. Измерение цифровой грамотности. Инструмент DIGLIT. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ioe.hse.ru/monitoring/diglit (дата обращения: 31.03.2023).
20. Клименко Т.К. Формальное, неформальное, информальное образование в условиях современной цифровой дидактики // Цифровая дидактика: новые возможности для педагога будущего: монография. – Чита: ЗабГУ, 2019. – С. 12–30.
21. Кобелева, А.В. Цифровая грамотность как необходимая составляющая компетенций учащихся // Современные тенденции развития общества: образование, коммуникация, психология. Сборник по итогам научно-практической конференции с международным участием. – 2020. – С. 69-71.
22. Кондаков, А. М., Костылева А. А. Цифровое образование: от школы для всех к школе для каждого //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2019. – Т. 16. – №. 4. – С. 295-307.
23. Кузьмина, М.В. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2019 - 47 с.
24. Лесин, С.М. Анализ международной модели сертификации цифровой грамотности: европейские компьютерные права // «Интерактивное образование». – 2018. – №4. – С. 44-48.
25. Ли, Деган. Цифровая грамотность: новая тенденция обучения медиаграмотности в контексте нового цифрового разрыва Дж.Идеологическое и теоретическое образование, 2012 (18) – С. 9-13.
26. Ло, Н., Ву, Д., и Вонг, Г. (2018). Глобальная справочная система навыков цифровой грамотности для показателя 4.4.2 (Информационный документ № 51; стр. 146). ЮНЕСКО. http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ip51-global-framework-reference-digital-literacy-skills-2018-en.pdf (дата обращения: 19.05.2023).
27. Мясоедов, А.И. Внедрение цифровой грамотности в современном образовании // Журнал социологических исследований. – 2021. – Т. 6. № 4. – С. 56-67.
28. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» URL: https://digital.gov.ru/ra/activity/directions/858/ (дата обращения: 26.05.23).
29. Окабе Ютака. Студенты колледжа приобретают технологию ИИ // STEM-образование в Китае. 2019. №4. [Электронный ресурс]: – URL: https://edtechzine.jp/article/detail/1807 (дата обращения: 12.05.2023).
30. Пешкова, Г.Ю., Самарина А.Ю. Цифровая экономика и кадровый потенциал: стратегическая взаимосвязь и перспективы // Образование и наука. – 2018. – Т. 20. – № 10. – С. 50–75.
31. Половина, И.П., Шестаков А.П. Независимая оценка сформированности отдельных цифровых навыков обучающихся общеобразовательных организаций: подходы и результаты // Информатика и образование. – 2021. – № 9 (328). – С. 31-39.
32. Потупчик, Е.Г. Сетевое взаимодействие как условие формирования цифровой грамотности младших школьников на уроках информатики // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2017. – Т. 4. № 42. – С. 178-185.
33. Приказ Росстата от 13 февраля 2020 г. № 64 «Об утверждении методики расчета показателя федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]: – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_345517/ (дата обращения: 03.05.2023).
34. Родичева, А.Ф. Формирование цифровой грамотности учащихся // Управление инновационными и инвестиционными процессами и изменениями в современных условиях. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Под редакцией Г.Л. Багиева, А.Г. Бездудной. – Санкт-Петербург, 2022. – С. 354-360.
35. Родневская, М. А., Никулин Н. Н., Гвоздев Е. Н. Международное исследование компьютерной и информационной грамотности ICILS //Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. – 2017. – №. 4. – С. 2-9.
36. Садыкова, А. Р., Левченко И. В. Искусственный интеллект как компонент инновационного содержания общего образования: анализ мирового опыта и отечественные перспективы //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2020. – Т. 17. – №. 3. – С. 201-209
37. Севрюкова, Е. А. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики //Опыт образовательной организации в сфере формирования цифровых навыков. – 2019. – С. 159-162.
38. Си Цзиньпин. Культивируйте новую кинетическую энергию с помощью информационных технологий, используйте новую кинетическую энергию для продвижения новых разработок и создавайте новую славу с новыми разработками // People's Daily. Жэньминь Жибао. 2018. № 1. [Электронный ресурс]: – URL: http://cpc.people.com.cn/n1/2018/0423/c64094-29942244.html (дата обращения: 25.09.2022).
39. Смирнова, А.Н., Редченкова Г.Д. Методические рекомендации по внедрению в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий (компоненты «Профессиональное развитие педагогов», «Учебный процесс») / Авторы-составители: А.Н. Смирнова, Г.Д. Редченкова. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», 2020. – 27 с.
40. Солдатова, Г.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей: результаты всероссийского исследования / Г. Ю. Солдатова, T. A. Нестик, E. Рассказова E.Ю. Зотова. - M.: Фонд Развития Интернет, 2013. - 144 с.
41. Солтобаев А. Аналитический отчет по текущим и будущим потребностям и целям в сфере цифровых навыков. [Электронный ресурс]. URL: https://www.undp.org/sites/g/files/zskgke326/files/migration/kg/f9d09c7bce8c630987f3b1c7782b960da6afe0f34f801eb76c8d0ca170aa22f3.pdf (дата обращения: 18.05.2023).
42. Спиридонова, Л.Н. Цифровая грамотность россиян: исследование 2020. Исследование QIWI, НАФИ и АСИ / Л. Н Спиридонова. Текст: электронный // НАФИ 2020. URL: https://nafi.ru/analytics/ekspert-zanyatost-sposobstvuet-rostu-tsifrovoy-gramotnosti/ (дата обращения: 25.09.2022).
43. Стандарты учебных программ по информационным технологиям для общеобразовательных средних школ: эксперименты, Министерство образования Китайской Народной Республики, Пекин: Народное образование, 2020. 83 с. [Электронный ресурс]: – URL: http://sdfz.jsnu.edu.cn/ab/86/c15532a306054/page.htm (дата обращения: 25.09.2022).
44. Сюй Хуан, Шан Вэньи.Комментарий к разработке моделей обучения цифровой грамотности в Соединенных Штатах, Европе, Японии и Китае // Библиотечно-информационная работа. – 2017. – №16. –С. 98-106.
45. Сяося, Ч., Недоспасова, О. П. Влияние цифровой грамотности на трудовые доходы «молодых» пожилых людей: опыт Китая //Векторы благополучия. – 2022. – Т. 45. – №. 2. – С. 105-122
46. Токтарова, В. И., Ребко О. В. Цифровая грамотность: понятие, компоненты и оценка //Вестник Марийского государственного университета. – 2021. – Т. 15. – №. 2 (42). – С. 165-177.
47. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 год [Электронный ресурс]: – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 11.05.2023).
48. Хун Тан Сяоу, Чен Юкунь Основы искусственного интеллекта (Выпуск для старшей школы) // Курсы базового образования. 2018. №11. [Электронный ресурс]: – URL: https://www.cnki.com.cn/Article/CJFDTotal-JCJK201811020.htm (дата обращения: 02.05.2023).
49. Цифровая трансформация образования: сб. мат. 2-й Межд. науч.-практ. конф., Минск, 27 марта 2019 г. / отв. ред. А. Б. Бельский. – Минск: ГИАЦ Минобразования, 2019. – С. 329-331 (423 с.) [Электронный ресурс]: – URL: https://www.researchgate.net/publication/333842924_Kollekcia_kejsov_i_instrumentov_dla_ocenki_cifrovyh_kompetencij_v_ramkah_programmy_DigComp (дата обращения: 14.05.2023).
50. Чжао Кэюнь. Учебные пособия для учителей информационных технологий. Средняя школа. Китай.: Цзинань: Шандуньское издательство образования, Том 2., 2020. 81 с. [Электронный ресурс]: – URL: http://v.sjs.com.cn/ebooks/2FD386F6.pdf (дата обращения: 02.05.2023).
51. Шариков, А.В. Концепции цифровой грамотности: российский опыт [Электронный ресурс]: – URL: https://cmd-journal.hse.ru/article/download/8559/9145/ (дата обращения: 17.05.2023).
52. Шариков, А.В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. – 2016. – Т. 14. №1. – С. 87-98.
53. Ши Ге. Состав коннотаций и методы развития цифровой грамотности учащихся начальной и средней школы. Учебная программа. Учебные материалы. Шариат, 2016 (7): 69-75.
54. Ши Гэ. Понятие цифровой грамотности учащихся начальной и средней школы и способы ее развития. Учебные программы. Учебные материалы - Методика преподавания, 2016 (7): 69-75.
55. Ши Сонг. Коннотационная композиция и методика обучения цифровой грамотности учащихся младших и средних классов. Методика обучения // Народное образование Пресса. 2016. №36(07). [Электронный ресурс]. URL: https://kns.cnki.net/kcms2/article/abstract?v=QW178Z8HiIgMpusAWX063dRe9r7yvhO5LAeLTH1EB4cknMSArOiz39VO6sE6D2GTrRnBqETz8Yh8LoSdqpDf_4XL-BN424YjFLL3pMmpaEWx9TUxypyJWqIhhW_qKUvXoOkfL9y9o5emzn9TqiFIZdXUN5w1RzEe&uniplatform=NZKPT (дата обращения: 07.05.2023).
56. Ши Чуньлянь. Общее высшее образование. Двенадцатая пятилетняя серия учебников по ключевому планированию для общедоступных курсов: Фонд компьютерных приложений. – Китай: Научная пресса, 2011. – 345 с.
57. ЮНЕСКО: коммуникация и информация [Электронный ресурс]. URL: http://unesco.ru/tag/information/ (дата обращения: 30.04.2023).
58. Delacruz, Stacy (2019). “Building Digital Literacy Bridges Connecting Cultures and Promoting Global Citizenship in Elementary Schools through School-Based Virtual Field Trips”. TechTrends:Linking Research and Practice to Improve Learning. 63: 428—439.
59. Eshet-Alkalai, Y. (2004). Digital literacy: A conceptual framework for survival skills in the digital era [J]. Journal of Educational Multimedia and Hypermedia, 13 (1): Р. 93-106.
60. Greenhow, Christine. Education and Social Media: Toward a Digital Future: [англ.] / Christine Greenhow, Julia Sonnevend, Colin Agur. — MIT Press, 6 May 2016.
61. Gilster, P. (1997) Digital Literacy, New York, Wiley. – 276 p.
62. Head, Alison and Eisenberg, Michael, Lessons Learned: How College Students Seek Information in the Digital Age (December 1, 2009). [Electronic resourse]. URL: Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2281478 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2281478 (date of treatment – 26.05.23).
63. Kluzer S., Pujol Priego L. (2018). DigComp into Action - Get inspired, make it happen. S. Carretero, Y. Punie, R. Vuorikari, M. Cabrera, and O’Keefe, W. (Eds.). JRC Science for Policy Report, EUR 29115 EN, Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2018. P. 5.
64. Lahiri S., Deb Roy A., Jana P. Digital literacy: an empirical study for fashion design students in India //Research Journal of Textile and Apparel. – 2022.
65. Liu, Zhi-Jiang; Tretyakova, Natalia; Fedorov, Vladimir; Kharakhordina, Marina (2020-07-31).Digital Literacy and Digital Didactics as the Basis for New Learning Models Development. International Journal of Emerging Technologies in Learning. 15 (14): 4-18.
66. Martin, A. Grudziecki, J. DigEuLit: Con-cepts and Tools for Digital Literacy Development.Innovation in Teaching and Learning in Information and Computer Sciences,2006 (5): P. 249-267.
67. Nikоnorova, E. V., Kornoushenko, N. F., Andrianova, T. A., Gadzhieva, A. A., & Gayshun, I. V. Of the international federation of library associations and institutions (IFLA). [Electronic resourse]. URL: https://olden.rsl.ru/datadocs/doc_914jo.pdf (date of treatment – 26.04.23).
68. The European Digital Competence Framework for Citizens. [Electronic resourse]. URL: https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/digcompsat (date of treatment – 22.05.23).
69. Koltay, T. Research 2.0 and the Future of Information Literacy / T. Koltay, S. Špiranec, L. Karvalics. — Cambridge : Chandos Publishing, 2016. — 190 p.
70. DigComp 2.1. The Digital Competence Framework for Citizens. With eight proficiency levels and examples of use [Electronic resource]. – Mode of access: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC106281/web-digcomp2.1pdf_(online).pdf (date of treatment – 15.06.23).
Материалы, размещаемые в каталоге, с согласия автора, могут использоваться только в качестве дополнительного инструмента для решения имеющихся у вас задач, сбора информации и источников, содержащих стороннее мнение по вопросу, его оценку, но не являются готовым решением. Пользователь вправе по собственному усмотрению перерабатывать материалы, создавать производные произведения, соглашаться или не соглашаться с выводами, предложенными автором, с его позицией.
Тема: Цифровая грамотность обучающихся как цель оценки в российских и международных исследованиях (теоретическая часть)
Артикул: 1509801
Дата написания: 15.06.2023
Тип работы: Магистерская диссертация
Предмет: Педагогика высшей школы
Оригинальность: Антиплагиат.ВУЗ — 70%
Количество страниц: 78
Скрин проверки АП.ВУЗ приложен на последней странице.

ВНИМАНИЕ! В работе представлена только теоретическая часть (введение, глава 1 (п. 1.1, п. 1.2) и п. 2.1, заключение по теоретической части)
А ты умеешь выполнять такие работы?

Файлы артикула: Цифровая грамотность обучающихся как цель оценки в российских и международных исследованиях (теоретическая часть) по предмету педагогика высшей школы

Пролистайте "Цифровая грамотность обучающихся как цель оценки в российских и международных исследованиях (теоретическая часть)" и убедитесь в качестве

После покупки артикул автоматически будет удален с сайта до 26.07.2024
Магистерская диссертация — Цифровая грамотность обучающихся как цель оценки в российских и международных исследованиях (теоретическая — 1
Магистерская диссертация — Цифровая грамотность обучающихся как цель оценки в российских и международных исследованиях (теоретическая — 2
Магистерская диссертация — Цифровая грамотность обучающихся как цель оценки в российских и международных исследованиях (теоретическая — 3
Магистерская диссертация — Цифровая грамотность обучающихся как цель оценки в российских и международных исследованиях (теоретическая — 4
Магистерская диссертация — Цифровая грамотность обучающихся как цель оценки в российских и международных исследованиях (теоретическая — 5
Магистерская диссертация — Цифровая грамотность обучающихся как цель оценки в российских и международных исследованиях (теоретическая — 6
Посмотреть остальные страницы ▼
Честный антиплагиат! Честный антиплагиат!
Уникальность работы — 70% (оригинальный текст + цитирования, без учета списка литературы и приложений), приведена по системе Антиплагиат.ВУЗ на момент её написания и могла со временем снизиться. Мы понимаем, что это важно для вас, поэтому сразу после оплаты вы сможете бесплатно поднять её. При этом текст и форматирование в работе останутся прежними.
Гарантируем возврат денег! Гарантируем возврат денег!
Качество каждой готовой работы, представленной в каталоге, проверено и соответствует описанию. В случае обоснованных претензий мы гарантируем возврат денег в течение 24 часов.