Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОКАЛО-МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 6
1.2. Особенности влияния технологий музыкального сопровождения на развитие и коррекцию речи младших школьников с общим недоразвитием речи 8
1.3. Вокалотерапия как средство совершенствования технологии музыкального сопровождения коррекции речи младших школьников 10
Резюме по главе 1 13
Глава 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОКАЛОТЕРАПИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 15
2.1. Организация и методики экспериментального исследования 15
2.2. Особенности просодической стороны речи у младших школьников с ОНР 17
2.3. Программа коррекционной работы 21
2.4. Эффективность использования вокалотерапии в коррекционной работе логопеда 25
Резюме по главе 2 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения: 40
1. Методика Е.Ф. Архиповой «Исследование просодической стороны речи»
2. Фонопедические упражнения
3. Интонационно-фонетические упражнения
4. Дыхательная гимнастика для младших школьников с ОНР
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска новых технологий коррекции речи младших школьников, поскольку в последнее десятилетие, по данным статистики, отмечается резкий рост числа детей с речевыми отклонениями: те или иные недостатки речевого развития имеются у 17–20 % младших школьников. Такие нарушения существенно затрудняют овладение речью, ограничивают возможности речевой коммуникации, отрицательно влияя на формирование личности и социализацию ребёнка. Поэтому детям необходима коррекционно-логопедическая помощь, и здесь большими возможностями обладает музыкальное сопровождение коррекции речи, а именно – вокалотерапия. При работе по методике вокалотерапии осуществляется системное воздействие на организм детей через слух, а также биорезонансный и вибро-тактильный факторы, происходит укрепление голосового аппарата, улучшение речевого дыхания, оптимизация у детей темпо-ритмической стороны речи.
Цель настоящей работы – теоретически обосновать и экспериментально апробировать методику использования вокалотерапии в музыкальном сопровождении коррекции речи младших школьников с ОНР.
Задачи исследования:
1. Определить особенности влияния технологий музыкального сопровождения на развитие и коррекцию речи младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР).
2. Выявить наиболее эффективные средства (методы и приемы, технологии) вокалотерапии для ускорения развития и коррекции речи младших школьников.
3. Разработать технологию вокалотерапии, направленную на повышение эффективности коррекции и развития речи у младших школьников.
4. Определить эффективность технологии вокалотерапии как средства развития речи детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: просодическая (темпо-ритмическая) сторона речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: возможность использования вокалотерапии как средства повышения эффективности музыкального сопровождения коррекции речи младших школьников с ОНР.
Вокалотерапия как средство повышения эффективности музыкального сопровождения коррекции речи младших школьников. А также похожие готовые работы: страница 2 #1509904
Артикул: 1509904
1 470p.
1. Белькова, К. А. Музыкотерапия как средство коррекции заикания у детей младшего школьного возраста / К. А. Белькова, Е. Д. Трофи-мова // Вопросы образования и науки: теоретические и практические аспекты. Материалы Международной научно-практической конфе-ренции. – 2017. – С. 12-14.
2. Богомолова, Н. Музыкотерапия как средство коррекции недостатков речевого развития / Н. Богомолова. – [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-muzykoterapija-kak-sredstvo-korekci-nedostatkov-rechevogo-razvitija-muzykoterapija-kak-sredstvo-korekci-nedostatkov-rechi.html (дата обращения: 29.04.2023).
3. Богрова, К. Б. Психофизиологические аспекты использования средств вокалотерапии в развитии просодического компонента речи дошкольников / К. Б. Богрова, Л. С .Бондарь // Вестник психофизио-логии. – 2018. – № 1. – С. 140-144.
4. Буцкая, Ж. Н. Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями ре-чи / Ж. Н. Буцкая // Молодой ученый. – 2019. – № 30 (268). – С. 114-115.
5. Вакуленко, Л. С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи / Л. С. Вакуленко. – М. : Фо-рум, 2013. - 271 с.
6. Воробьёва, А. Д. Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / А. Д. Воробьёва, А. В. Давыдова // Приоритетные направления развития науки и образования. сборник ста-тей X Международной научно-практ.конференции. – М., 2018. – С.91-93.
7. Гайнанова, А. А. Вокал как форма продуктивной деятельности в оте-чественной логопедии / А. А. Гайнанова, С. В. Юдичев // Художественное образование и наука. – 2022. – № 4 (33). – С. 163-171.
8. Горшкова, М. М. Коррекция нарушений речи у младших школьников на вокально-хоровых занятиях (методические рекомендации) / М. М. Горшкова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/korrekciya-narushenij-rechi-u-mladshih-shkolnikov-na-vokalno-horovyh-zanyatiyah-metodicheskie-rekomendacii-6182232.html#_Toc71928328 (дата обращения: 22.05.2023).
9. Данишевская, А. Е. Музыкотерапия как одно из средств логопедической практики / А. Е. Данишевская // Современные научные исследования и разработки. – 2018 – № 1 (18). – С. 130-131.
10. Детская речь: психолингвистические исследования. Сборник статей / Под ред. Т.Н. Ушаковой и Н.В. Уфимцевой. – М.: ПЕР СЭ, 2011.– 167 с.
11. Емельянов, В. В. Развитие голоса : координация и тренинг / В. В. Емельянов. – Санкт-Петербург: Лань : Планета музыки, 2010. – 191 с.
12. Ивахненко, О. Н. Коррекция просодических компонентов речи средствами вокалотерапии у детей с расстройствами аутистического спектра / О. Н. Ивахненко // Логопедия. – 2016. – № 4 (14). – С. 22-26.
13. Казакова, Л. А. Нетрадиционные воспитательные технологии для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации / Л. А. Казакова. – Ульяновск, 2018. – 38 с.
14. Калягин, В.А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т .С. Овчинникова.
15. Касьянова, Е. А. Вокалотерапия как средство укрепления голосового аппарата дошкольника, развития коммуникативно-личностных качеств и его творческих способностей / Е. А. Касьянова // Педагогика и современность. – 2015. – № 5 (19). – С. 19-22.
16. Кацер, О. В. Игровая методика обучения детей пению: учебно-методическое пособие / О. В. Кацер. – Санкт-Петербург: Музыкальная палитра, 2008. – 54 с.
17. Кевля, Ф. И. Вокалотерапия как метод развития внутренней гармонии человека / Ф. И. Кевля // Инновации в образовании. – 2019. – № 8. – С. 5-11.
18. Кисиева, З. А. Музыка как одно из средств коррекционного воздействия / З. А. Кисиева, З. Р. Габараева // Роль инноваций в трансформации современной науки. Сборник статей по итогам Меж-дународной научно-практической конференции. 2019. – С. 20-24.
19. Клезович, О. В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей / О. В. Клезович. – Минск: Аверсэв, 2005 – 152 с.
20. Королькова, Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограничен-ными возможностями здоровья / Е. А. Королькова // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2016. – С. 87-90.
21. Котышева, Е. Н. Музыкальная коррекция детей с ограничен-ными возможностями / Е. Н. Котышева. – Москва: Творч. центр Сфера ; СПб: Речь, 2018. - 111 с.
22. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность/ А.А. Леонтьев.– М.: Красанд, 2012.– 214 с.
23. Любчик, В. Н. Немедикаментозные методы реабилитации. Цветотерапия, музыкотерапия, аэрофитотерапия / В. Н. Любчик, Н. В. Мирошниченко, Т. Ф. Голубова. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 181 с.
24. Мещанова, Л. Н. Коррекционное развитие ребенка с ОВЗ сред-ствами музыкального искусства: учебно-методическое пособие / Л. Н. Мещанова. – Саратов, 2016. – 51 с.
25. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Под ред. Е. А. Медведевой. — Москва: Академия, 2017. — 224 с.
26. Мыльникова, Т. С. Исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. С. Мыльникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт».– 2016.– Т. 13.– С. 41–45.
27. Овчинникова, Т. С. Вокальные упражнения как средство кор-рекции интонации в логопедическом детском саду / Т. С. Овчинникова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vokalnye-uprazhneniya-kak-sredstvo-korrektsii-intonatsii-v-logopedicheskom-detskom-sadu (дата обращения: 20.05.2023).
28. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 446 с.
29. Салихова, Т. А., Особенности организации коррекционной ра-боты с дошкольниками с нарушениями речи посредством вокалотерапии /
Т. А. Салихова, Г.А.Кречетова // Научные тенденции: педагогика и психология. сборник научных трудов по материалам XXXI между-народной научной конференции. – Международная Объединенная Академия Наук. Санкт-Петербург, 2020. – С. 24-27.
30. Серебрякова, Е. А. Вокалотерапия в практике оздоровления психоэмоционального состояния человека / Е. А. Серебрякова // Психология обучения. – 2021. – № 12. – С. 119-125.
31. Соколова, Т. А. Фонопедический метод развития голоса детей дошкольного возраста по системе В. В. Емельянова / Т. А. Соколова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/fonopedicheskii-metod-razvitija-golosa-detei-doshkolnogo-vozrasta-po-sisteme-v-v-emeljanova.html (дата об-ращения: 22.05.2023).
32. Фомина, Л.А. Социально-психологические аспекты социализации детей с нарушениями развития речи / Л. А. Фомина // Вестник государственного университета Дубна. Серия: Науки о человеке и обществе. – 2020. – № 2. – С. 79-85.
33. Фомичева, М. Ф. Основы логопедии с практикумом по звуко-произношению / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е.Н. Кутепова Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2022. – 200 с.
34. Шанских, Г. А. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе / Г. А Шанских. . – 2013. –№ 5. – С.121-125.
35. Шушарджан, С. В. Руководство по музыкотерапии / С. В. Шушарджан. – Москва: Медицина Шико, 2016. – 473 с.
2. Богомолова, Н. Музыкотерапия как средство коррекции недостатков речевого развития / Н. Богомолова. – [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-muzykoterapija-kak-sredstvo-korekci-nedostatkov-rechevogo-razvitija-muzykoterapija-kak-sredstvo-korekci-nedostatkov-rechi.html (дата обращения: 29.04.2023).
3. Богрова, К. Б. Психофизиологические аспекты использования средств вокалотерапии в развитии просодического компонента речи дошкольников / К. Б. Богрова, Л. С .Бондарь // Вестник психофизио-логии. – 2018. – № 1. – С. 140-144.
4. Буцкая, Ж. Н. Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями ре-чи / Ж. Н. Буцкая // Молодой ученый. – 2019. – № 30 (268). – С. 114-115.
5. Вакуленко, Л. С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи / Л. С. Вакуленко. – М. : Фо-рум, 2013. - 271 с.
6. Воробьёва, А. Д. Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / А. Д. Воробьёва, А. В. Давыдова // Приоритетные направления развития науки и образования. сборник ста-тей X Международной научно-практ.конференции. – М., 2018. – С.91-93.
7. Гайнанова, А. А. Вокал как форма продуктивной деятельности в оте-чественной логопедии / А. А. Гайнанова, С. В. Юдичев // Художественное образование и наука. – 2022. – № 4 (33). – С. 163-171.
8. Горшкова, М. М. Коррекция нарушений речи у младших школьников на вокально-хоровых занятиях (методические рекомендации) / М. М. Горшкова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/korrekciya-narushenij-rechi-u-mladshih-shkolnikov-na-vokalno-horovyh-zanyatiyah-metodicheskie-rekomendacii-6182232.html#_Toc71928328 (дата обращения: 22.05.2023).
9. Данишевская, А. Е. Музыкотерапия как одно из средств логопедической практики / А. Е. Данишевская // Современные научные исследования и разработки. – 2018 – № 1 (18). – С. 130-131.
10. Детская речь: психолингвистические исследования. Сборник статей / Под ред. Т.Н. Ушаковой и Н.В. Уфимцевой. – М.: ПЕР СЭ, 2011.– 167 с.
11. Емельянов, В. В. Развитие голоса : координация и тренинг / В. В. Емельянов. – Санкт-Петербург: Лань : Планета музыки, 2010. – 191 с.
12. Ивахненко, О. Н. Коррекция просодических компонентов речи средствами вокалотерапии у детей с расстройствами аутистического спектра / О. Н. Ивахненко // Логопедия. – 2016. – № 4 (14). – С. 22-26.
13. Казакова, Л. А. Нетрадиционные воспитательные технологии для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации / Л. А. Казакова. – Ульяновск, 2018. – 38 с.
14. Калягин, В.А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т .С. Овчинникова.
15. Касьянова, Е. А. Вокалотерапия как средство укрепления голосового аппарата дошкольника, развития коммуникативно-личностных качеств и его творческих способностей / Е. А. Касьянова // Педагогика и современность. – 2015. – № 5 (19). – С. 19-22.
16. Кацер, О. В. Игровая методика обучения детей пению: учебно-методическое пособие / О. В. Кацер. – Санкт-Петербург: Музыкальная палитра, 2008. – 54 с.
17. Кевля, Ф. И. Вокалотерапия как метод развития внутренней гармонии человека / Ф. И. Кевля // Инновации в образовании. – 2019. – № 8. – С. 5-11.
18. Кисиева, З. А. Музыка как одно из средств коррекционного воздействия / З. А. Кисиева, З. Р. Габараева // Роль инноваций в трансформации современной науки. Сборник статей по итогам Меж-дународной научно-практической конференции. 2019. – С. 20-24.
19. Клезович, О. В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей / О. В. Клезович. – Минск: Аверсэв, 2005 – 152 с.
20. Королькова, Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограничен-ными возможностями здоровья / Е. А. Королькова // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2016. – С. 87-90.
21. Котышева, Е. Н. Музыкальная коррекция детей с ограничен-ными возможностями / Е. Н. Котышева. – Москва: Творч. центр Сфера ; СПб: Речь, 2018. - 111 с.
22. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность/ А.А. Леонтьев.– М.: Красанд, 2012.– 214 с.
23. Любчик, В. Н. Немедикаментозные методы реабилитации. Цветотерапия, музыкотерапия, аэрофитотерапия / В. Н. Любчик, Н. В. Мирошниченко, Т. Ф. Голубова. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 181 с.
24. Мещанова, Л. Н. Коррекционное развитие ребенка с ОВЗ сред-ствами музыкального искусства: учебно-методическое пособие / Л. Н. Мещанова. – Саратов, 2016. – 51 с.
25. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Под ред. Е. А. Медведевой. — Москва: Академия, 2017. — 224 с.
26. Мыльникова, Т. С. Исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. С. Мыльникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт».– 2016.– Т. 13.– С. 41–45.
27. Овчинникова, Т. С. Вокальные упражнения как средство кор-рекции интонации в логопедическом детском саду / Т. С. Овчинникова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vokalnye-uprazhneniya-kak-sredstvo-korrektsii-intonatsii-v-logopedicheskom-detskom-sadu (дата обращения: 20.05.2023).
28. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 446 с.
29. Салихова, Т. А., Особенности организации коррекционной ра-боты с дошкольниками с нарушениями речи посредством вокалотерапии /
Т. А. Салихова, Г.А.Кречетова // Научные тенденции: педагогика и психология. сборник научных трудов по материалам XXXI между-народной научной конференции. – Международная Объединенная Академия Наук. Санкт-Петербург, 2020. – С. 24-27.
30. Серебрякова, Е. А. Вокалотерапия в практике оздоровления психоэмоционального состояния человека / Е. А. Серебрякова // Психология обучения. – 2021. – № 12. – С. 119-125.
31. Соколова, Т. А. Фонопедический метод развития голоса детей дошкольного возраста по системе В. В. Емельянова / Т. А. Соколова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/fonopedicheskii-metod-razvitija-golosa-detei-doshkolnogo-vozrasta-po-sisteme-v-v-emeljanova.html (дата об-ращения: 22.05.2023).
32. Фомина, Л.А. Социально-психологические аспекты социализации детей с нарушениями развития речи / Л. А. Фомина // Вестник государственного университета Дубна. Серия: Науки о человеке и обществе. – 2020. – № 2. – С. 79-85.
33. Фомичева, М. Ф. Основы логопедии с практикумом по звуко-произношению / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е.Н. Кутепова Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2022. – 200 с.
34. Шанских, Г. А. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе / Г. А Шанских. . – 2013. –№ 5. – С.121-125.
35. Шушарджан, С. В. Руководство по музыкотерапии / С. В. Шушарджан. – Москва: Медицина Шико, 2016. – 473 с.
Материалы, размещаемые в каталоге, с согласия автора, могут использоваться только в качестве дополнительного инструмента для решения имеющихся у вас задач,
сбора информации и источников, содержащих стороннее мнение по вопросу, его оценку, но не являются готовым решением.
Пользователь вправе по собственному усмотрению перерабатывать материалы, создавать производные произведения,
соглашаться или не соглашаться с выводами, предложенными автором, с его позицией.
Тема: | Вокалотерапия как средство повышения эффективности музыкального сопровождения коррекции речи младших школьников |
Артикул: | 1509904 |
Дата написания: | 29.05.2023 |
Тип работы: | Курсовая работа |
Предмет: | Логопедия |
Оригинальность: | Антиплагиат.ВУЗ — 74% |
Количество страниц: | 52 |
Файлы артикула: Вокалотерапия как средство повышения эффективности музыкального сопровождения коррекции речи младших школьников. А также похожие готовые работы: страница 2 по предмету логопедия
Пролистайте "Вокалотерапия как средство повышения эффективности музыкального сопровождения коррекции речи младших школьников. А также похожие готовые работы: страница 2" и убедитесь в качестве
После покупки артикул автоматически будет удален с сайта до 14.01.2025
Посмотреть остальные страницы ▼
Честный антиплагиат!
Уникальность работы — 74% (оригинальный текст + цитирования, без учета списка литературы и приложений), приведена по системе Антиплагиат.ВУЗ на момент её написания и могла со временем снизиться. Мы понимаем, что это важно для вас, поэтому сразу после оплаты вы сможете бесплатно поднять её. При этом текст и форматирование в работе останутся прежними.
Гарантируем возврат денег!
Качество каждой готовой работы, представленной в каталоге, проверено и соответствует описанию. В случае обоснованных претензий мы гарантируем возврат денег в течение 24 часов.
Утром сдавать, а работа еще не написана?
Через 30 секунд после оплаты вы скачаете эту работу!
Сегодня уже купили 42 работы. Успей и ты забрать свою пока это не сделал кто-то другой!
ПРЕДЫДУЩАЯ РАБОТА
Основные виды электрических машин (на материалах предприятия ООО «ТаграС-ЭнергоСервис»)
СЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА
Отчет по практике в классе для детей с ОВЗ (6 чел.) в школе Ласнамяэ (г. Таллин)