Введение 2
1. Глава. Экзистенциализм как религиозное учение 7
1.1. Сёрен Кьеркегор как родоначальник экзистенциализма 7
1.2. Экзистенциализм после Кьеркегора 14
1.3. Экзистенциализм и православие 34
1.4. Н. А. Бердяев как экзистенциалист 46
2. Глава. Экзистенциальные стадии развития личности в трудах Н. А. Бердяева 54
2.1 «Обыватель» как религиозный тип в учении Н. А. Бердяева 54
2.2 Эстетическая стадия в учении Н. А. Бердяева 56
2.3 Этическая стадия в учении Н. А. Бердяев 62
2.4 Религиозная стадия в учении Н. А. Бердяева 69
Заключение 81
Список используемой литературы 84
«Творчество и искусство по стадиям экзистенции в трудах Н.А. Бердяева». А также похожие готовые работы: страница 32 #9301077
Артикул: 9301077
2 200p.
3 100p.
Только 30.11.2024
Книги
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в Синодальном переводе с комментариями и приложениями. — М.: Российское Библейское общество, 2013. — 2047 с.
2. Бердяев Н.А. идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.
3. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт Парадоксальной этики.// Бердяев Н.А. О назначении человека. — М.: Республика, 1993. 20-253с.
4. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. // Сочинения: в 2 т. – М.: Искусство, 1994. – Т. 2. – 542 с.
5. Бердяев Н.А. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М., Искусство, т.1. 1994. - С.392-406.
6. Бердяев Н.А. Человек и техника. //Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М., Искусство, т.1. 1994. С.499-522.
7. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М., Искусство, т.1. 1994. С.37-343.
8. Бердяев Н.А. Философия свободного духа // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. С.14-229.
9. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. — М.: Республика, 1995.
10. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. — М.: Республика, 1995. С.4—164.
11. Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация (1947) // Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.
12. Бердяев Н.А. Истина и откровение. – СПб.: Издво Русского Христианского гуманитарного института, 1996. – 155 с.
13. Бердяев Н. А. На пороге новой эпохи (1996) // Истина и Откровение: СПб., 1996.
14. Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии (1949). М., 2001.
15. Бердяев Н.А. Демократия и мещанство // Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные. (19001906 гг.) / Сост. и ком. В.В. Сапова. – М.: Канон, 2002. – 656 с.
16. Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого (1952) // О назначении человека. М., 2003.
17. Бердяев Н. А. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения (1934) // Философия свободного духа. М., 2004.
18. Бердяев Н. А. Пролегомены к критике Откровения (1996) // Истина и Откровение: СПб., 2006.
19. Бердяев Н. А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности (1937). М., 2007.
20. Бердяев Н. А. Философия свободы (1911) // Н. А. Бердяев. Философия свободы. Смысл творчества. М., 2009.
21. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность / сост. В.В. Сапова. – М.: Канон, 2009. – 464 с.
22. Бычков В.В. Теургическая эстетика Николая Бердяева [Текст]. – Режим доступа: <URL:Http//iph.ras.ru
23. Волкогонов О.Д. Н.Бердяев Интеллектуальная биография. - [Текст]. – Режим доступа: <URL:Http//anthropology.rchgi.spb.ru›berdyaev/berd_i2.htm
24. Гайденко П.П. Мистический революционаризм Н. А. Бердяева.// Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
25. Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх. От Античности до Нового времени. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та. 2001. – 372 с.
26. Евлампиев И.И. Абсолют как свобода: Н. Бердяев// Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Часть I. - СПб.: Алетейя, 2000. - 416 с.
27. Евлампиев И. И. Человек, мир и история в антропологической концепции Николая Бердяева/// [Текст]. – Режим доступа: <URL:Httpanthropology.rchgi.spb.ru›berdyaev/berd_i.htm
28. Емельянов Б.В. Антроподицея Н. А. Бердяева // [Текст]. – Режим доступа: <URL:Httprunivers.ru
29. Кьеркегор, С. «Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал» // С. Кьеркегор. Наслаждение и долг. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 530 с.
30. Кьеркегор С. Болезнь к смерти: Пер. с дат. Н. В. Исаевой, С. А. Исаева. М.: Академический проект, 2014. — 157 с.
31. Кьеркегор С. Или-или. Фрагмент из жизни: Пер. с дат. Н. Исаевой, С. Исаева. М.: Академический проект, 2014. — 775 с.
32. Кьеркегор С. Понятие страха: Пер. с дат. Н. В. Исаевой, С. А. Исаева. М.: Академический проект, 2014. — 217 с.
33. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви / В. Н. Лосский // Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – М, 1991
34. Лосский В. И. Вера и богословие / В. И. Лосский // Спор о Софии. Статьи разных лет. – М, 1996.
35. Новое религиозное сознание и общественность / Составление и комментарии В. В. Сапова.– М.: Канон+, 1999.– 464с.
36. Николай (Сахаров). Понятие образа и подобия у архимандрита Софрония / Николай (Сахаров) // Труды Высшей религиозно-философской школы. Богословие. Философия. Культурология. – СПб., 1997.
37. Сартр Ж.-П. Тошнота. Избр. произв. - М.: Политиздат, 1992. - С. 15–176.
38. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. - М: Республика, 2002. - 640 с.
39. Софроний (Сахаров). Видеть Бога как Он есть / Софроний (Сахаров). – Essex: Stav-ropegic monastery of St. John the Baptist, 1985 – С. 211-212
40. Самохвалова В.И. Творчество: божественный дар; космический принцип; родовая идентичность человека. – М.: РУДН, 2007. – 538 с.
41. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресина и А.А. Гусейнова – М., 2001. – С.430
42. Яннарас Х. Хайдеггер и Ареопагит, или об отсутствии и непознаваемости Бога / Х. Яннарас // Яннарас Х. Избранное: Личность и эрос / Х. Яннарас. – М., 2005 – С. 52
43. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 2004. – 501 с.
Учебные пособия
44. Аверин Н.М. Антроподицея Н.Бердяева: идеал и его воплощение // [Текст]. – Режим доступа: <httpactualresearch.ru›nn/2008_1/Article…averin.doc
45. Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология. - М.; Ростов н/Д.: МарТ. 2006. - 240 с.
46. Евлампиев И.И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высшая шк., 2002. – 582 с.
47. Лосский Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. - М. : Высш. шк., 1991. - с. 387-388
48. Философия: Учебник для вузов / В. В. Миронова. – М.: Норма, 2005. — 928 с.
49. Этика: учебник / Г. А. Голубева. - М.: Издательство Экзамен, 2007. (Серия Учебник для вузов) – с. 106
Материалы конференций
50. Иванов А.Н. Человек – существо «самоопределяющееся» // Человек: горизонты духовного развития: Материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции. – Оренбург, 2009. – С. 61-71
Статьи
51. Бердяев Н.А. Пути гуманизма // [Текст]. – Режим доступа: <URL:Httplibrary/02_b/berdyaev/19460001.html
52. Бердяев Н.А. Предсмертные мысли Фауста // [Текст]. – Режим доступа:URL:Http/http://www.odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/berdyaev_n_a_predsmert10.
53. Бердяев Н.А. Проблема человека. (К построению христианской антропологии)// Путь",2006, №50, с. 3-26.
54. Бердяев Н.А. Ложь гуманизма // [Текст]. – Режим доступа: <URL:Http://odinblago.ru›filosofiya/berdyaev/berdyaev_lozh
55. Ковалева Г.П. Категория «духовность» в философии Н.А. Бердяева// Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств . 2013. №22-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-duhovnost-vfilosofii-n-a-berdyaeva (дата обращения: 07.05.2018)
56. Межин В.А. Н.А. Бердяев: воспитательный идеал и реальный человек // Педагогика. – 1993. – №1. – С. 88-96.
57. Рубанов В. Г. Философские проблемы человека в работах Н.Ф. Федорова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского // Известия ТПУ. 2010. №6. [Текст]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/filosofskie-problemy-cheloveka-v-rabotah-n-ffedorova-n-a-berdyaeva-p-a-florenskogo
58. Рыбчак Е.А., Бутенко Н.А. Кьеркегор: стадии человеческого развития // Инновационная наука. 2016. №6-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kierkegor-stadii-chelovecheskogo-razvitiya
59. Сауляк С. В. «Обыватель» как религиозный тип в учении Н. А. Бердяева // Молодой ученый. — 2019. — №26. — URL https://moluch.ru/archive/264/61181/
60. Христокин Г. Современное православное богословие: попытка характеристики. [Текст]. – Режим доступа: <Http://www. kiev-orthodox. org/site/theology/ 1958/
Монографии
61. Никитина С. В. Основные методологические принципы В. Н. Лосского [Текст]. – Режим доступа: <URL:Http://www. mospat. ru/church-and-time/437>
Электронные ресурсы
62. Бунт: Альбер Камю (1913–1960) [Электронный ресурс] URL: http://intencia.ru/Pages-view-665.html
63. Гришаева Е. И. Учение о личности в философии В. Н. Лосского: историко-философский анализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:Http://elar. usu. ru/ Bitstream/1234.56789/3776/1/urgu0896s. Pdf
64. Дудченко А. Христос Яннарас: «Есть только один путь к единству – это путь покаяния». Сайт Ассоциации Православных Экспертов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: <URL: Http://raskolnet. livejournal. com/653823.html>
65. Махлак К. А. Попытка православной интерпретации философии М. Хайдеггера у Х. Яннараса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:Http://www. ibif. org. ru/ Articles/nachalo16/16-07.pdf
66. Нестерук А. В. Неопатристический синтез [Электронный ресурс]. – Режим доступа: <URL:Http://pravkniga. ru/intlibs. html? id=705>.
67. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Антиномия личности и общества // ecsocman.hse.ru›data/364/645/1216/016Novikova1.pdf
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в Синодальном переводе с комментариями и приложениями. — М.: Российское Библейское общество, 2013. — 2047 с.
2. Бердяев Н.А. идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.
3. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт Парадоксальной этики.// Бердяев Н.А. О назначении человека. — М.: Республика, 1993. 20-253с.
4. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. // Сочинения: в 2 т. – М.: Искусство, 1994. – Т. 2. – 542 с.
5. Бердяев Н.А. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М., Искусство, т.1. 1994. - С.392-406.
6. Бердяев Н.А. Человек и техника. //Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М., Искусство, т.1. 1994. С.499-522.
7. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М., Искусство, т.1. 1994. С.37-343.
8. Бердяев Н.А. Философия свободного духа // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. С.14-229.
9. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. — М.: Республика, 1995.
10. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. — М.: Республика, 1995. С.4—164.
11. Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация (1947) // Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.
12. Бердяев Н.А. Истина и откровение. – СПб.: Издво Русского Христианского гуманитарного института, 1996. – 155 с.
13. Бердяев Н. А. На пороге новой эпохи (1996) // Истина и Откровение: СПб., 1996.
14. Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии (1949). М., 2001.
15. Бердяев Н.А. Демократия и мещанство // Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные. (19001906 гг.) / Сост. и ком. В.В. Сапова. – М.: Канон, 2002. – 656 с.
16. Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого (1952) // О назначении человека. М., 2003.
17. Бердяев Н. А. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения (1934) // Философия свободного духа. М., 2004.
18. Бердяев Н. А. Пролегомены к критике Откровения (1996) // Истина и Откровение: СПб., 2006.
19. Бердяев Н. А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности (1937). М., 2007.
20. Бердяев Н. А. Философия свободы (1911) // Н. А. Бердяев. Философия свободы. Смысл творчества. М., 2009.
21. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность / сост. В.В. Сапова. – М.: Канон, 2009. – 464 с.
22. Бычков В.В. Теургическая эстетика Николая Бердяева [Текст]. – Режим доступа: <URL:Http//iph.ras.ru
23. Волкогонов О.Д. Н.Бердяев Интеллектуальная биография. - [Текст]. – Режим доступа: <URL:Http//anthropology.rchgi.spb.ru›berdyaev/berd_i2.htm
24. Гайденко П.П. Мистический революционаризм Н. А. Бердяева.// Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
25. Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх. От Античности до Нового времени. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та. 2001. – 372 с.
26. Евлампиев И.И. Абсолют как свобода: Н. Бердяев// Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Часть I. - СПб.: Алетейя, 2000. - 416 с.
27. Евлампиев И. И. Человек, мир и история в антропологической концепции Николая Бердяева/// [Текст]. – Режим доступа: <URL:Httpanthropology.rchgi.spb.ru›berdyaev/berd_i.htm
28. Емельянов Б.В. Антроподицея Н. А. Бердяева // [Текст]. – Режим доступа: <URL:Httprunivers.ru
29. Кьеркегор, С. «Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал» // С. Кьеркегор. Наслаждение и долг. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 530 с.
30. Кьеркегор С. Болезнь к смерти: Пер. с дат. Н. В. Исаевой, С. А. Исаева. М.: Академический проект, 2014. — 157 с.
31. Кьеркегор С. Или-или. Фрагмент из жизни: Пер. с дат. Н. Исаевой, С. Исаева. М.: Академический проект, 2014. — 775 с.
32. Кьеркегор С. Понятие страха: Пер. с дат. Н. В. Исаевой, С. А. Исаева. М.: Академический проект, 2014. — 217 с.
33. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви / В. Н. Лосский // Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – М, 1991
34. Лосский В. И. Вера и богословие / В. И. Лосский // Спор о Софии. Статьи разных лет. – М, 1996.
35. Новое религиозное сознание и общественность / Составление и комментарии В. В. Сапова.– М.: Канон+, 1999.– 464с.
36. Николай (Сахаров). Понятие образа и подобия у архимандрита Софрония / Николай (Сахаров) // Труды Высшей религиозно-философской школы. Богословие. Философия. Культурология. – СПб., 1997.
37. Сартр Ж.-П. Тошнота. Избр. произв. - М.: Политиздат, 1992. - С. 15–176.
38. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. - М: Республика, 2002. - 640 с.
39. Софроний (Сахаров). Видеть Бога как Он есть / Софроний (Сахаров). – Essex: Stav-ropegic monastery of St. John the Baptist, 1985 – С. 211-212
40. Самохвалова В.И. Творчество: божественный дар; космический принцип; родовая идентичность человека. – М.: РУДН, 2007. – 538 с.
41. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресина и А.А. Гусейнова – М., 2001. – С.430
42. Яннарас Х. Хайдеггер и Ареопагит, или об отсутствии и непознаваемости Бога / Х. Яннарас // Яннарас Х. Избранное: Личность и эрос / Х. Яннарас. – М., 2005 – С. 52
43. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 2004. – 501 с.
Учебные пособия
44. Аверин Н.М. Антроподицея Н.Бердяева: идеал и его воплощение // [Текст]. – Режим доступа: <httpactualresearch.ru›nn/2008_1/Article…averin.doc
45. Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология. - М.; Ростов н/Д.: МарТ. 2006. - 240 с.
46. Евлампиев И.И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высшая шк., 2002. – 582 с.
47. Лосский Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. - М. : Высш. шк., 1991. - с. 387-388
48. Философия: Учебник для вузов / В. В. Миронова. – М.: Норма, 2005. — 928 с.
49. Этика: учебник / Г. А. Голубева. - М.: Издательство Экзамен, 2007. (Серия Учебник для вузов) – с. 106
Материалы конференций
50. Иванов А.Н. Человек – существо «самоопределяющееся» // Человек: горизонты духовного развития: Материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции. – Оренбург, 2009. – С. 61-71
Статьи
51. Бердяев Н.А. Пути гуманизма // [Текст]. – Режим доступа: <URL:Httplibrary/02_b/berdyaev/19460001.html
52. Бердяев Н.А. Предсмертные мысли Фауста // [Текст]. – Режим доступа:URL:Http/http://www.odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/berdyaev_n_a_predsmert10.
53. Бердяев Н.А. Проблема человека. (К построению христианской антропологии)// Путь",2006, №50, с. 3-26.
54. Бердяев Н.А. Ложь гуманизма // [Текст]. – Режим доступа: <URL:Http://odinblago.ru›filosofiya/berdyaev/berdyaev_lozh
55. Ковалева Г.П. Категория «духовность» в философии Н.А. Бердяева// Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств . 2013. №22-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-duhovnost-vfilosofii-n-a-berdyaeva (дата обращения: 07.05.2018)
56. Межин В.А. Н.А. Бердяев: воспитательный идеал и реальный человек // Педагогика. – 1993. – №1. – С. 88-96.
57. Рубанов В. Г. Философские проблемы человека в работах Н.Ф. Федорова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского // Известия ТПУ. 2010. №6. [Текст]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/filosofskie-problemy-cheloveka-v-rabotah-n-ffedorova-n-a-berdyaeva-p-a-florenskogo
58. Рыбчак Е.А., Бутенко Н.А. Кьеркегор: стадии человеческого развития // Инновационная наука. 2016. №6-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kierkegor-stadii-chelovecheskogo-razvitiya
59. Сауляк С. В. «Обыватель» как религиозный тип в учении Н. А. Бердяева // Молодой ученый. — 2019. — №26. — URL https://moluch.ru/archive/264/61181/
60. Христокин Г. Современное православное богословие: попытка характеристики. [Текст]. – Режим доступа: <Http://www. kiev-orthodox. org/site/theology/ 1958/
Монографии
61. Никитина С. В. Основные методологические принципы В. Н. Лосского [Текст]. – Режим доступа: <URL:Http://www. mospat. ru/church-and-time/437>
Электронные ресурсы
62. Бунт: Альбер Камю (1913–1960) [Электронный ресурс] URL: http://intencia.ru/Pages-view-665.html
63. Гришаева Е. И. Учение о личности в философии В. Н. Лосского: историко-философский анализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:Http://elar. usu. ru/ Bitstream/1234.56789/3776/1/urgu0896s. Pdf
64. Дудченко А. Христос Яннарас: «Есть только один путь к единству – это путь покаяния». Сайт Ассоциации Православных Экспертов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: <URL: Http://raskolnet. livejournal. com/653823.html>
65. Махлак К. А. Попытка православной интерпретации философии М. Хайдеггера у Х. Яннараса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:Http://www. ibif. org. ru/ Articles/nachalo16/16-07.pdf
66. Нестерук А. В. Неопатристический синтез [Электронный ресурс]. – Режим доступа: <URL:Http://pravkniga. ru/intlibs. html? id=705>.
67. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Антиномия личности и общества // ecsocman.hse.ru›data/364/645/1216/016Novikova1.pdf
Материалы, размещаемые в каталоге, с согласия автора, могут использоваться только в качестве дополнительного инструмента для решения имеющихся у вас задач,
сбора информации и источников, содержащих стороннее мнение по вопросу, его оценку, но не являются готовым решением.
Пользователь вправе по собственному усмотрению перерабатывать материалы, создавать производные произведения,
соглашаться или не соглашаться с выводами, предложенными автором, с его позицией.
Тема: | «Творчество и искусство по стадиям экзистенции в трудах Н.А. Бердяева» |
Артикул: | 9301077 |
Дата написания: | 16.05.2019 |
Тип работы: | Магистерская диссертация |
Предмет: | Философия |
Оригинальность: | Антиплагиат.ВУЗ — 70% |
Количество страниц: | 93 |
Скрин проверки АП.ВУЗ приложен на последней странице.
На рубеже XX-XXI веков мировая цивилизация переживает глобальные преобразования, связанные с радикальными изменениями в социальной, экономической, политической, духовной сферах человеческого существования. Социальные катаклизмы, природные и техногенные катастрофы, психические потрясения сопровождаются разрушением социальных связей, разрушением самой социальной структуры человеческого существования, а также приводят к глубокой перестройке человеческой субъективности. Наряду с позитивными, деструктивными тенденциями в развитии культуры нарастают.
Современная цивилизация в определенном смысле достигла своего апогея в разрушении и обесценивании религиозных, моральных, духовных ценностей. Торговля и массовая культура, опираясь на беспрецедентную силу средств массовой информации, возбуждают базовые инстинкты человека: жажду получения прибыли любой ценой, агрессивность, жестокость, сексуальную распущенность. Фрейдистский «принцип удовольствия» заработал в полную силу. Глубокий кризис всего человечества угрожает как его физическому, так и социальному и духовному существованию. Необходимость использования потенциалов гуманитарной культуры, обращенных к экзистенциально-энергетической основе человеческого существования, становится насущной.
Актуальность обращения к заявленной теме обусловлена кризисом творчества и искусства. На протяжении всего 20-го века мы наблюдали беспрецедентный рост творческой силы человека (наука, техника, технологические достижения, новые источники энергии, кино, телевидение, Интернет). Однако многие процессы указывают на то, что творческая сила человека приобрела разрушительный характер через каналы агрессии, вседозволенности, разрушения, дегуманизации. Все более актуальная задача создания «новой антропологической реальности», которая станет питательной средой для появления инновационных культурных моделей, способных направить творческий потенциал человечества на творческий канал. В другом контексте актуализируется традиционная проблема личности как создателя культуры, а творчества как истинного смысла человеческого существования, осознания его мирской судьбы. Проблема определения реального места личностного творчества в контексте социокультурных процессов, его актуальная роль в культуре
Феномен творчества широко изучается в современной культурологии, философии, психологии, физиологии и социологии, в том числе в контексте современных социокультурных процессов. Однако сегодня нужны нетрадиционные подходы к традиционным, на первый взгляд, предметам. В частности, необходимо глубокое понимание этого явления с точки зрения культурологического подхода, как наиболее универсального, способного охватить исходные, базовые характеристики изучаемого предмета. Вот почему принципиально новые идеи приобретают российские философские и культурологические исследования эпохи «русского духовного возрождения», которые утверждали духовную и творческую природу человека, творческую сущность человеческого существования, творчество как мощную силу, гуманизирующую вселенную. (Владимир Соловьев, К.Л. Франк, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, П. Флоренский, Б. Вышеславцев).
Понятие «творчество свободного духа» Н.А. Бердяева, рассматривает феномен творчества в контексте понятий: «трансцендентность», «дух», «объективация», «свобода», «теургия», «антроподицы», «логотипы». Главный пафос философии Н. А. Бердяева - свобода человеческой личности, преодоление несвободы, логос как альтернатива хаосу, творческий процесс как мощная энергия для преобразования мира. Размышления Н. А. Бердяев - это способ открыть и найти пути преодоления кризиса человека, разрешения фундаментальных противоречий цивилизации и личности через глубокое понимание ее природы, понимание религиозно-экзистенциального смысла его существования. Это, в свою очередь, даст возможность переосмыслить проблемы современного образования, по-новому поднять проблемы современной педагогики.
Цель исследования: выявить отношение Н. А. Бердяева к идее экзистенциальных стадий развития личности (Сёрена Кьеркегора) как его основы культурно-антропологической концепции и обосновать актуальность его фундаментального наследия в контексте современной культуры.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить учение Кьеркегора о стадиях развития личности.
2. Проанализировать идеи Н.А. Бердяева о природе творчества как преодолевающего хаос реальности и выводящего человека' за пределы повседневного существования Логоса.
3. Рассмотреть и осмыслить категорию «творчество» у Н.А. Бердяева в контексте других его категорий, таких как «дух», «свобода», «теургия», «антроподицея», «объективация».
4. Выявить актуальность и потенциальные возможности идей Н. А. Бердяева в современной культурной ситуации:
- показать первостепенную роль категорий «дух», «духовность», «свобода» в представлениях Н. А. Бердяева
- продемонстрировать глубину и эвристическую насыщенность истолкования Н.А. Бердяевым духовного кризиса современной цивилизации, что должно способствовать более чёткому осознанию природы и опасности негативных тенденций в сегодняшнем российском социуме;
- определить возможное место и роль категории «креативности» в решении проблем современного российского образования.
Объект исследования: философско-религиозная система Н. А. Бердяева,
Предмет исследования: экзистенциальное учение Н. А. Бердяева, его эвристический и критический потенциал в осознании и преодолении кризиса современной цивилизации.
Степень разработанности проблемы.
Литература, посвящённая изучению творческого наследия Н. А. Бердяева весьма обширна. Различным аспектам его теории посвящены многотомные труды как российских, так и зарубежных авторов.
Критический анализ произведений Бердяева дан в многочисленных публикациях его современников. Среди них следует, прежде всего, назвать работы Н.Р. Антонова, А.А. Богданова, В.В. Вейдле, В.В. Зеньковского, И. А. Ильина, С.А. Левицкого, Н.О. Лосского, Н.П. Полторацкого, В.В. Розанова, Ф.А.Степуна, Е.Н. Трубецкого, Г.П. Федотова, Л. Шестова.
Стремление постигнуть суть воззрений философа в контексте культуры XX века и современности находит своё отражение в публикациях зарубежных авторов, таких как Е. Аллен, Дж. Вернгейм, В. Герберг, В. Дитрих, П. Клайн, О. Клемент, Ф. Коплстон, К. Мехельсон, М. Стежински, Г. Штерн, А. Ховард и др.
Историко-философский анализ творческого наследия Н.А. Бердяева занимает значительное место в исследованиях А.Л.Андреева, А.В. Вадимова, О.Г. Волкогоновой, Е. Голльбах,
Социальные аспекты теории Н.А. Бердяева анализируются в работах Е.Г. Барабановой, А. Гулыги, А.А. Ермичева, Ю.П. Ивонина, К. Ковалёва, В.А. Котельникова, Е.Н. Некрасовой, А. Панкова. Проблемам личности, свободы, творчества в антропологической концепции Бердяева посвящены публикации Л.И. Бородина, О.В. Вишняковой, Т.А. Двуречинской, И.И. Евлампиева, А.А. Ермичева, Н.В. Моторошиловой, Л. Новиковой, И.Н. Сиземской, М.В. Силантьевой и др.
Исследование различных аспектов наследия Бердяева отражены в исследованиях Н.П. Шевцова (аксиология); А.Меня, О. Николаевой, Т. Кочеткова (религиозное сознание); Л.И.Новиковой, И.Н. Сиземской (антропология); М.В.Силантьева (этика творчества); А. Либиэра (философия творчества). В диссертациях К. Литгфилд (свобода человека), Н.В. Плетнёва (добро и зло), С.А. Титарина (теория познания), О.С. Гагариной (творчество личности), Климова Л.Е. (культура как творчество личности).
Тем не менее, фундаментальных исследований, рассматривающих концепцию творчества как экзистенциального ядра культуры Н.А. Бердяева в контексте современной гуманитарной культуры и образования, явно недостаточно. В указанных выше работах отражены лишь отдельные аспекты данной проблематики, не достаёт цельного анализа, раскрывающего энергетический и эвристический потенциал концепции «творчества свободного духа» Н.А. Бердяева. Таким образом, вышеуказанные работы, явившиеся теоретической базой данного исследования, всё же созвучны нашей работе более по объекту, нежели по предмету, целям и задачам исследования.
Методологическую основу диссертационного исследования составили: во-первых, структурно-функциональный, системный, аксиологический (теоретико-ценностный), культурно-исторический (диахронический) метод анализа; принципы историзма, объективности и контекстуальности.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нём проведен методологический анализ феномена творчества в концепции Н.А. Бердяева, выделены и теоретически осмысленные ценностно-смысловые потенции.
Практическая значимость диссертации заключается, с одной стороны, в возможности использования выводов и материалов исследования в научной, методической и практической педагогической деятельности. В преподавании базовых и спецкурсов по философии, педагогики, социологии, эстетики, теории культуры, а также при проведении семинаров по вышеуказанным дисциплинам.
Структура диссертации включает в себя Введение, две главы, заключение, библиографический список
На рубеже XX-XXI веков мировая цивилизация переживает глобальные преобразования, связанные с радикальными изменениями в социальной, экономической, политической, духовной сферах человеческого существования. Социальные катаклизмы, природные и техногенные катастрофы, психические потрясения сопровождаются разрушением социальных связей, разрушением самой социальной структуры человеческого существования, а также приводят к глубокой перестройке человеческой субъективности. Наряду с позитивными, деструктивными тенденциями в развитии культуры нарастают.
Современная цивилизация в определенном смысле достигла своего апогея в разрушении и обесценивании религиозных, моральных, духовных ценностей. Торговля и массовая культура, опираясь на беспрецедентную силу средств массовой информации, возбуждают базовые инстинкты человека: жажду получения прибыли любой ценой, агрессивность, жестокость, сексуальную распущенность. Фрейдистский «принцип удовольствия» заработал в полную силу. Глубокий кризис всего человечества угрожает как его физическому, так и социальному и духовному существованию. Необходимость использования потенциалов гуманитарной культуры, обращенных к экзистенциально-энергетической основе человеческого существования, становится насущной.
Актуальность обращения к заявленной теме обусловлена кризисом творчества и искусства. На протяжении всего 20-го века мы наблюдали беспрецедентный рост творческой силы человека (наука, техника, технологические достижения, новые источники энергии, кино, телевидение, Интернет). Однако многие процессы указывают на то, что творческая сила человека приобрела разрушительный характер через каналы агрессии, вседозволенности, разрушения, дегуманизации. Все более актуальная задача создания «новой антропологической реальности», которая станет питательной средой для появления инновационных культурных моделей, способных направить творческий потенциал человечества на творческий канал. В другом контексте актуализируется традиционная проблема личности как создателя культуры, а творчества как истинного смысла человеческого существования, осознания его мирской судьбы. Проблема определения реального места личностного творчества в контексте социокультурных процессов, его актуальная роль в культуре
Феномен творчества широко изучается в современной культурологии, философии, психологии, физиологии и социологии, в том числе в контексте современных социокультурных процессов. Однако сегодня нужны нетрадиционные подходы к традиционным, на первый взгляд, предметам. В частности, необходимо глубокое понимание этого явления с точки зрения культурологического подхода, как наиболее универсального, способного охватить исходные, базовые характеристики изучаемого предмета. Вот почему принципиально новые идеи приобретают российские философские и культурологические исследования эпохи «русского духовного возрождения», которые утверждали духовную и творческую природу человека, творческую сущность человеческого существования, творчество как мощную силу, гуманизирующую вселенную. (Владимир Соловьев, К.Л. Франк, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, П. Флоренский, Б. Вышеславцев).
Понятие «творчество свободного духа» Н.А. Бердяева, рассматривает феномен творчества в контексте понятий: «трансцендентность», «дух», «объективация», «свобода», «теургия», «антроподицы», «логотипы». Главный пафос философии Н. А. Бердяева - свобода человеческой личности, преодоление несвободы, логос как альтернатива хаосу, творческий процесс как мощная энергия для преобразования мира. Размышления Н. А. Бердяев - это способ открыть и найти пути преодоления кризиса человека, разрешения фундаментальных противоречий цивилизации и личности через глубокое понимание ее природы, понимание религиозно-экзистенциального смысла его существования. Это, в свою очередь, даст возможность переосмыслить проблемы современного образования, по-новому поднять проблемы современной педагогики.
Цель исследования: выявить отношение Н. А. Бердяева к идее экзистенциальных стадий развития личности (Сёрена Кьеркегора) как его основы культурно-антропологической концепции и обосновать актуальность его фундаментального наследия в контексте современной культуры.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить учение Кьеркегора о стадиях развития личности.
2. Проанализировать идеи Н.А. Бердяева о природе творчества как преодолевающего хаос реальности и выводящего человека' за пределы повседневного существования Логоса.
3. Рассмотреть и осмыслить категорию «творчество» у Н.А. Бердяева в контексте других его категорий, таких как «дух», «свобода», «теургия», «антроподицея», «объективация».
4. Выявить актуальность и потенциальные возможности идей Н. А. Бердяева в современной культурной ситуации:
- показать первостепенную роль категорий «дух», «духовность», «свобода» в представлениях Н. А. Бердяева
- продемонстрировать глубину и эвристическую насыщенность истолкования Н.А. Бердяевым духовного кризиса современной цивилизации, что должно способствовать более чёткому осознанию природы и опасности негативных тенденций в сегодняшнем российском социуме;
- определить возможное место и роль категории «креативности» в решении проблем современного российского образования.
Объект исследования: философско-религиозная система Н. А. Бердяева,
Предмет исследования: экзистенциальное учение Н. А. Бердяева, его эвристический и критический потенциал в осознании и преодолении кризиса современной цивилизации.
Степень разработанности проблемы.
Литература, посвящённая изучению творческого наследия Н. А. Бердяева весьма обширна. Различным аспектам его теории посвящены многотомные труды как российских, так и зарубежных авторов.
Критический анализ произведений Бердяева дан в многочисленных публикациях его современников. Среди них следует, прежде всего, назвать работы Н.Р. Антонова, А.А. Богданова, В.В. Вейдле, В.В. Зеньковского, И. А. Ильина, С.А. Левицкого, Н.О. Лосского, Н.П. Полторацкого, В.В. Розанова, Ф.А.Степуна, Е.Н. Трубецкого, Г.П. Федотова, Л. Шестова.
Стремление постигнуть суть воззрений философа в контексте культуры XX века и современности находит своё отражение в публикациях зарубежных авторов, таких как Е. Аллен, Дж. Вернгейм, В. Герберг, В. Дитрих, П. Клайн, О. Клемент, Ф. Коплстон, К. Мехельсон, М. Стежински, Г. Штерн, А. Ховард и др.
Историко-философский анализ творческого наследия Н.А. Бердяева занимает значительное место в исследованиях А.Л.Андреева, А.В. Вадимова, О.Г. Волкогоновой, Е. Голльбах,
Социальные аспекты теории Н.А. Бердяева анализируются в работах Е.Г. Барабановой, А. Гулыги, А.А. Ермичева, Ю.П. Ивонина, К. Ковалёва, В.А. Котельникова, Е.Н. Некрасовой, А. Панкова. Проблемам личности, свободы, творчества в антропологической концепции Бердяева посвящены публикации Л.И. Бородина, О.В. Вишняковой, Т.А. Двуречинской, И.И. Евлампиева, А.А. Ермичева, Н.В. Моторошиловой, Л. Новиковой, И.Н. Сиземской, М.В. Силантьевой и др.
Исследование различных аспектов наследия Бердяева отражены в исследованиях Н.П. Шевцова (аксиология); А.Меня, О. Николаевой, Т. Кочеткова (религиозное сознание); Л.И.Новиковой, И.Н. Сиземской (антропология); М.В.Силантьева (этика творчества); А. Либиэра (философия творчества). В диссертациях К. Литгфилд (свобода человека), Н.В. Плетнёва (добро и зло), С.А. Титарина (теория познания), О.С. Гагариной (творчество личности), Климова Л.Е. (культура как творчество личности).
Тем не менее, фундаментальных исследований, рассматривающих концепцию творчества как экзистенциального ядра культуры Н.А. Бердяева в контексте современной гуманитарной культуры и образования, явно недостаточно. В указанных выше работах отражены лишь отдельные аспекты данной проблематики, не достаёт цельного анализа, раскрывающего энергетический и эвристический потенциал концепции «творчества свободного духа» Н.А. Бердяева. Таким образом, вышеуказанные работы, явившиеся теоретической базой данного исследования, всё же созвучны нашей работе более по объекту, нежели по предмету, целям и задачам исследования.
Методологическую основу диссертационного исследования составили: во-первых, структурно-функциональный, системный, аксиологический (теоретико-ценностный), культурно-исторический (диахронический) метод анализа; принципы историзма, объективности и контекстуальности.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нём проведен методологический анализ феномена творчества в концепции Н.А. Бердяева, выделены и теоретически осмысленные ценностно-смысловые потенции.
Практическая значимость диссертации заключается, с одной стороны, в возможности использования выводов и материалов исследования в научной, методической и практической педагогической деятельности. В преподавании базовых и спецкурсов по философии, педагогики, социологии, эстетики, теории культуры, а также при проведении семинаров по вышеуказанным дисциплинам.
Структура диссертации включает в себя Введение, две главы, заключение, библиографический список
Файлы артикула: «Творчество и искусство по стадиям экзистенции в трудах Н.А. Бердяева». А также похожие готовые работы: страница 32 по предмету философия
диссертация Экзистенция.docx
134.42 КБ
Пролистайте "«Творчество и искусство по стадиям экзистенции в трудах Н.А. Бердяева». А также похожие готовые работы: страница 32" и убедитесь в качестве
После покупки артикул автоматически будет удален с сайта до 28.02.2025
Посмотреть остальные страницы ▼
Честный антиплагиат!
Уникальность работы — 70% (оригинальный текст + цитирования, без учета списка литературы и приложений), приведена по системе Антиплагиат.ВУЗ на момент её написания и могла со временем снизиться. Мы понимаем, что это важно для вас, поэтому сразу после оплаты вы сможете бесплатно поднять её. При этом текст и форматирование в работе останутся прежними.
Гарантируем возврат денег!
Качество каждой готовой работы, представленной в каталоге, проверено и соответствует описанию. В случае обоснованных претензий мы гарантируем возврат денег в течение 24 часов.
Утром сдавать, а работа еще не написана?
Через 30 секунд после оплаты вы скачаете эту работу!
Сегодня уже купили 29 работ. Успей и ты забрать свою пока это не сделал кто-то другой!
ПРЕДЫДУЩАЯ РАБОТА
Православная концепция государства и права в XXI веке. (В.В.Сорокин и А.М. Величко)
СЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА
Лидерство, влияние и власть